Автору «Агонии» и «Иди и смотри» исполнилось бы 80 лет.ВИДЕО

Элем Климов: «В Союзе кинематографистов меня разложили на молекулярном уровне»

09.07.2013 в 11:04, просмотров: 5541

9 июля исполнилось бы 80 лет кинорежиссеру Элему Климову. Он ушел из жизни почти 10 лет назад, 26 октября 2003 года. Снял, по большому счету, не так уж и много: 12 фильмов, включая короткометражные. Но достаточно было «Иди и смотри» и «Агонии», что бы остаться в истории кино. Хотя самый главный свой замысел — «Мастер и Маргарита» — Климов так и не осуществил.

Автору «Агонии» и «Иди и смотри» исполнилось бы 80 лет

Родился Элем Германович в Сталинграде, поначалу собирался связать свою жизнь с авиастроением, закончил Московский авиационный институт, работал инженером конструктором на заводе. Только потом поступил во ВГИК. Когда он снял комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», трудно было и предположить, что впереди – «Иди и смотри». Его главный военный фильм, который брат Климова, Герман назвал человеческим подвигом. Картина унесла немало здоровья, вымотала до основания. Кажется, жизнь Климова вообще выматывала. Те, кто видел его в последние годы, не забудут, каким он стал худым до прозрачности, смотрел так, что не всякий осмеливался подойти.

Кинематографисты до сих пор вспоминают два перестроечных года, когда Союз кинематографистов возглавлял Элем Климов. Это были боевое время, овеянное духом свободы и демократии. Кинематографисты не плелись в хвосте, а предопределяли все то, что потом вспыхивало в обществе. Жизнь закипела, появилась надежда. А самого Климова, кажется, постигли одни разочарования. Творческие люди нетерпимы и безжалостны.

После трагической гибели в автокатастрофе жены, кинорежиссера Ларисы Шепитько («Восхождение», «Крылья»), Климов довел до конца начатую ею картину «Прощание» по книге «Прощание с матерой» Валентина Распутина, снял короткометражный фильм «Лариса». Уход жены был подобен крушению. И сам он так многое не успел – то идеологические путы мешали, то финансовые проблемы заедали. Остались нереализованными «Преображение» с Робертом Де Ниро, «Краткий курс» о Сталине, «Бесы» Достоевского, «Левша» Лескова. По незаконченной повести Шукшина «А поутру они проснулись» совместно с Виктором Мережко был написал сценарий «Пьяные». Предполагалось, что одну из ролей сыграет Владимир Высоцкий. Но сценарий завернули в Госкино. Элем Климов не осуществил, возможно, свой главный замысел — «Мастер и Маргарита». Он мечтал даже не об экранизации романа Булгакова, а о некой параллельной киноверсии, сверхзвуковом кино. Вместе с братом Германом написал сценарий. Ездил на студию Джорджа Лукаса изучать новейшие технологии. Хотели снимать фильм на двух языках – русском и английском с участием западных звезд. Вот что нам рассказала помощница Элема Климова Марианна Чугунова, с первых дней работавшая на этой так и несостоявшейся картине, собиравшая и привозившая ему целые стопки литературы по теме – о жизни Москвы 30-х годов, самом Булгакове.

- Люди, которые сталкивались с Климовым, до сих пор вспоминают, как он умел не просто убеждать, но воздействовать каким-то магнетическим способом, как экстрасенс.

- Я за ним таких способностей не замечала. Может быть, Алексея Кравченко, снимавшегося ребенком в «Иди и смотри», и вводили в особое состояние, но это делал специально приглашенный психолог, а не Климов. У него характер был непростой. Он добивался нужного результата иногда жесткими способами. Вот кому-то и казалось, что он обладал сверхспособностями. Элем Германович был энергетически незащищенным человеком. Все время жаловался: «В Союзе кинематографистов меня разложили на молекулярном уровне, так что после этого я ничего не могу делать». Все приходили с негативными эмоциями, которые влияли на него, высасывали всю кровь. Элем Климов начал заниматься фильмом «Краткий курс», а потом чудесным образом перешел к «Мастеру и Маргарите», хотя этот замысел возник раньше. Просто он понял, что пришло время, когда что-то может сдвинуться с мертвой точки. Слишком быстро все менялось. Сценарий по Булгакову назывался «фантазиями по мотивам «Мастера и Маргариты». Те, кто его читал, замечали, что лучшие места в нем не те, что написаны Булгаковым, а сочиненные Климовым. Работая над «Кратким курсом», собрали много материала по 20-30-м годам прошлого века. Все это пригодилось.

- Климов сам захотел пригласить зарубежных актеров?

- Он понимал, что это необходимо, если будет западное финансирование. Но вопрос по актерам остался открытым. Никого не было даже на стадии проб. А вот натуру отобрали. Облазили, наверное, каждый подъезд, каждую арбатскую квартиру и каждый двор в Москве. Был специальный ассистент, который сидел в Ленинской библиотеке, и мы просмотрели все газетные публикации, изучили все реалии Москвы, особенно связанные с Иваном Бездомным. По газетным сообщениям нашли много деталей, которые в свое время были использованы Булгаковым, вроде человека, ходившего по трамвайным путям с иконкой. Когда выяснилось, что Юрий Кара начал снимать «Мастера и Маргариту», Климов быстро отошел от своей картины. Раз уже кто-то взялся за это, значит, он не будет. Многие продюсеры, читавшие сценарий, говорили, что эта картина 21 века. Съемки по тем временам оказались бы сложными. Это сейчас все можно сделать благодаря компьютерным технологиями, а как обойтись только комбинированными съемками — трудно себе представить. Американцы стали предлагать свой сценарий, который ничего общего не имел с климовским. Человек, который мог бы профинансировать проект, был заинтересован в своей версии. Если бы это все продолжалось, деньги Элем Климов через какое-то время нашел бы. Но он согласился бы только на незначительные уступки. Потом, к сожалению, наследники Булгакова оказались против публикации его сценария. Остается только ждать истечения срока действия авторских прав. Жалко, что все так сложилось. Много сил было потрачено. Климов нам говорил: «Это все из-за вас. Вы меня завалили информацией». Целые книжки переводились для этой картины. Много материалов осталось у художника Виктора Петрова. Подготовились мы тогда к работе основательно.



Партнеры