В Москве умер создатель и бессменный художественный руководитель театра танца «Гжель»

Владимир Захаров останется в памяти как выдающийся хореограф, балетмейстер и педагог

15 июля 2013 в 20:26, просмотров: 10810

14 июля 2013 года на 68-м году жизни в Москве скончался знаменитый хореограф Владимир Михайлович Захаров. Умер создатель и бессменный художественный руководитель театра танца «Гжель».

В Москве умер создатель и бессменный художественный руководитель театра танца «Гжель»
Фото: theatregzhel.ru

"Ушел из жизни выдающийся хореограф, балетмейстер и педагог, внесший большой и яркий вклад в развитие танцевального искусства нашей страны" – говорится в телеграмме временно исполняющего обязанности мэра Москвы Сергея Собянина. И это не пустые слова. Посвятивший русскому танцу всю свою 40-летнюю творческую жизнь, народный артист РФ, лауреат Государственной премии и премий правительства Москвы академик Владимир Захаров сделал для развития этого жанра необыкновенно много.

 Родился хореограф 5 июля 1946 года в селе Мурзицы Нижегородской области. Учился в городе Советск на хореографическом отделении Калининградского областного хореографического училища, а затем в Санкт-Петербурге. Окончив факультет хореографии Санкт-Петербургской академии культуры и искусства по специальности «Режиссура балета» в 1968-м, свою творческую деятельность он начинает в Государственном Волжском русском народном хоре. С 1975 года 5 лет работает главным хореографом Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Но главным делом жизни Захарова становится созданный им  знаменитый во всем мире театр танца «Гжель», где с 1988 года и до конца жизни он был художественным руководителем.

 Взяв за основу тему русских народных промыслов, именно народную составляющую своего театра он считал базовой. Совершив десятки фольклорных экспедиций по городам и сёлам России, Владимир Михайлович собрал уникальный материал. «Увидеть из ста движений одно подходящее» – так объяснял Захаров свою работу над фольклорными источниками. Делая хореографическую обработку, балетмейстер размышлял над народными корнями танца. Стилизуя, он переосмыслял их, делая современными и понятными широкому зрителю.

  Собственно, действовал он тут в духе модернистских перевоплощений фольклора, которые ещё в начале прошлого века осуществляли Виктор Васнецов и Михаил Нестеров в живописи; Николай Клюев и Сергей Есенин в поэзии. Как-то Есенин метко охарактеризовал творчество своё и своих соратников по народному цеху, как «самоцветную маковку на золотоверхом тереме России, самое аристократическое, что есть в русском народе». Такой самоцветной маковкой и представляется по сути творчество хореографа.

 Не существующая уже в действительности, но подаренная нам в своих художественных воплощениях Святая Русь, сказочный Китеж-град вопреки всему всё же существуют в хореографических фантазиях, осуществлённых Захаровым. «Тонкая рябина», «Хохломская карусель», «Павловопосадские узоры» и многие другие номера, которые он создал для своего театра, являются признанными шедеврами хореографии русского танца, то есть той области, которой Владимир Захаров посвятил всю свою жизнь.

Сама история России порой оказывалась запечатлённой в редких по красоте хореографических зарисовках, созданных мастером. Вместе с тем долго проработавший с Мюзик-холлом и не один год сотрудничавший с известной немецкой труппой «Фридрихштатс палас» хореограф вносил в своё творчество приметы и этого жанра. Переработав их, естественно, на основе русского материала.

  Кровно связанный с народным танцем Захаров, тем не менее зачастую расширял его возможности и за счёт академической классической школы.

   Классика серьёзно преподаётся и в хореографическом училище, созданном Захаровым при театре более 10 лет назад. Этому своему детищу Владимир Михайлович отдавал всю свою любовь в последние годы жизни. Основателю и худруку Московского хореографического училища (МХУ) при Академическом театре танца «Гжель» было чем гордиться. Оно сегодня имеет репутацию одного из лучших государственных хореографических колледжей страны.

  В постановках Захарова (а им было создано более 268 композиций!) народный танец действительно свободно уживается с классикой, приёмами кабаре, варьете и мюзик-холла. И от такого сочетания традиция только выигрывает, окрашиваясь в более современные тона.

 «Мы никого не повторяем и не копируем», – любил повторять Владимир Михайлович и именно эта самобытность и снискала успех у зрителей в самых разных странах более чем за 20 лет существования «Гжели».

Гражданская панихида памяти Захарова Владимира Михайловича состоится 17 июля 2013 года в 12:00.

Адрес: ул. Свободы 15/10 (Камерный театр танца «Гжель»).



Партнеры