Последний фильм Андрея Панина

«Икона»: прекрасный замысел, звездный состав, неудачный сценарий…

22.07.2013 в 18:37, просмотров: 4800

25 июля зрители Первого канала смогут оценить плод творческого союза российских и грузинских кинематографистов — художественный фильм «Икона», снятый по инициативе Союза грузин в России. Главе Союза — Михаилу Хубутия — принадлежит также идея фильма: судьба древней иконы святого Георгия, которая проделывает сложный путь из грузинского монастыря в Россию и обратно. Икона символизирует духовное единение русского и грузинского народов.

Последний фильм Андрея Панина
фото: Лилия Шарловская
Андрей Панин

Фильм, ставший дебютом молодых грузинских режиссеров Зазы Мерабишвили и Джабы Руадзе, удостоился благословения самого католикоса-патриарха Грузинской православной церкви Илии II. А его куратором выступил прославленный мэтр грузинского кинематографа Резо Чхеидзе. Одну из главных ролей исполняет актриса Екатерина Редникова. А для трагически погибшего недавно Андрея Панина эпизодическая роль в «Иконе» стала последней.

Панин играет простого русского мужика, у которого умерла жена, а дочь лежит парализованная. Совершенно случайно он встречает грузинского священника — отца Димитрия, который отправился в Россию на поиски пропавшей иконы. И, как читатель уже, наверное, догадался, святой Георгий в финале сотворил чудо: девушка встала и пошла. Тем не менее Панин действительно хорош.

Вполне органичен и сам отец Димитрий, которого играет Николоз Чхиквадзе. Некоторая «достоевщинка» только придает этому образу обаяния: он спасает от «ментов» пропащего уголовника — и тот в благодарность приносит ему украденную икону. Однако священник вновь продает «святого Георгия», чтобы выкупить уголовника из тюрьмы. И остается в России — восстанавливать разрушенный храм.

А икону покупает состоятельная пара… Вот при выстраивании этой второй сюжетной линии, на мой взгляд, сценаристам окончательно изменяет и художественный вкус, и чувство меры. Судите сами. Две подруги детства — русская и грузинка. Подружились в пионерском лагере, когда чуть не утонули, а спас девиц отец одной из них — грузинки Лали. Причем сначала вытащил из воды Нину, а уж потом свою дочь, из-за чего та получила травму головы. Ну и, понятно, через много лет у Лали последствия — опухоль мозга, а она к тому времени уже мать-одиночка. Сына зовут, разумеется, Георгий.

И вот она едет в Москву к Нине, которую не видела много лет. А у той все прекрасно: квартира с видом на Кремль, красавец муж, брат-олигарх. Только детей нет. При этом она гинеколог. Сапожник без сапог…

А Лали рассказывает подруге, что был у нее в прошлом любимый человек, только сбежал, подлец, в Америку. И тут появляется красавец муж нашей Нины… «Дорогая, так это ж тот самый тип, которого я ищу столько лет!» — с ходу режет правду-матку Лали. Немая сцена.

Как вы уже догадались, Георгий — сын красавца мужа. При таком раскладе бедная Лали явно лишняя. Хеппи-энд не для всех. Зато мальчик в хороших руках, и его красавчик папа из грабителя банков превратился в респектабельного банковского служащего. А если какой-то злопыхатель скажет, что это типичная история провинциального альфонса, то будет глубоко не прав. Впрочем, зрители скоро смогут дать фильму свою оценку.