Скандал на Манеже: Росгосцирк на пороге дробления?

«МК» стало известно, что Краснодар и Владивосток получат федеральные цирки себе в собственность

Еще с весны общественность будоражили слухи о грядущем акционировании Российской цирковой компании и возможной передаче части цирков (а их в хозяйстве главка около 40) регионам.

Но людей поспешили успокоить и Минкульт, и руководство Росгосцирка: акционирования в ближайшее время не будет (ибо прежде из компании надо сделать конфетку), да и дробить ее крайне опасно... И вдруг мы узнаем, что на днях прошло очередное совещание у зампредседателя правительства Ольги Голодец, где, по сути, прямо было сказано, чтоб Росгосцирк в кратчайшие сроки подготовил документацию для передачи «имущественных комплексов» цирков Владивостока
и Краснодара... Артисты впали в ступор.

«МК» стало известно, что Краснодар и Владивосток получат федеральные цирки себе в собственность

Самое главное в этой истории — придать ей огласку. Вывести из тени кулуарных перешептываний и недвусмысленных угроз. Дробление компании — серьезнейший вопрос, по которому пока «круглых столов» не собирали и в Общественной палате не обсуждали. А неплохо бы. Ольга Юрьевна, несомненно, менеджер высшего класса, и мы очень хотели бы выслушать ее резоны по части «оптимизации компании». Никто из нас не сомневается, что дело движется к акционированию Росгосцирка, тем более что это заложено и в Концепции развития циркового дела (дата — до 2020 года), подписанной недавно Президентом РФ.

Но в той же концепции черным по белому сказано «о сохранении единого материально-технического и творческого циркового комплекса» — ну и как это вяжется с намерениями зампредседателя правительства? (Минкульт даже не пытаюсь критиковать, потому что в данном вопросе он выступает как м-м... лицо подчиненное.) Человек непосвященный спросит — а что такого, если федеральная собственность перейдет к муниципалам? Да ларчик просто открывается.

Цитирую интервью с Эдгардом Запашным, напечатанное в «МК» двумя днями раньше: «Росгосцирк разваливать ни в коем случае нельзя. Регионы, понятно, возьмут цирки с удовольствием, потому что все здания находятся в центре городов на дорогущей земле. А вот дальше все будет зависеть от порядочности конкретного начальника: любит губернатор цирк — вложит в него деньги, а нет — построит на этом месте элитную недвижимость».

Слово берет легендарный дрессировщик лошадей, народный артист СССР Юрий Ермолаев:

— Сколь опасно забрать сейчас эти два цирка у компании?

— Да это не то что опасно, это будет иметь катастрофические последствия. Все посыплется как карточный домик. Сначала два уйдут. Потом третий. Четвертый. Пятый. И существование русского цирка на этом прекратится.

— Ну, регионы, конечно, скажут, что они быстрее всё отремонтируют и приведут в божий вид...

— Сказать можно все что угодно. А где они артистов брать будут? Смешно предположить, что у них свои труппы будут. Значит, опять у Росгосцирка. И кто им даст? К этим циркам будет только неприязнь, раз они забрали здание! Я главного не понимаю — почему Путин подписал Концепцию о неделимости, а его подчиненные идут вразрез? Отбирают? Это очень опасный маневр. Так и подозреваешь, что они хотят что-то сделать на этом месте нецирковое...

— Но опасность и в том, что вся страна, узрев прецедент, тоже начнет просить!

— Правильно! Только троньте даже один цирк — пойдет цепная реакция. И под любыми предлогами. Даже в 90-е годы не развалили Росгосцирк. И вообще всегда цирк был уважаем властями, что сегодня случилось? Такой пример приведу: в конце 1941 года вышло постановление Сталина, чтобы артистов цирка I категории не брали в армию (моего отчима Манжелли и его братьев не взяли), и получали они особый паек как академики из Академии наук. Даже в войну власти думали о цирке! А после войны мы первыми — еще до Большого театра — поехали за рубеж. Олега Попова принимала королева Англии. А что ж сейчас делается? Только все уничтожить?

— Как считаете, акционирование компании — хорошая идея?

— Вы знаете, я много лет работал в Италии. Там цирков тьма. Хотя и шапито (стационаров нет, климат иной). Но даже у них есть цирковая академия, которая составляет своим циркам маршруты на год, — то есть система конвейера успешно работает везде, и ломать ее негоже.

«МК» стало известно, что многие народные артисты готовы встать горой за родную компанию, дабы не допустить передела. Цирковые идеологи предлагали другую форму, близкую к идеалу: надо лишь принять закон о возможности муниципалов тратить деньги на федеральные объекты, и все встает на свои места — здание остается в ведении Росгосцирка, а обслуживают ее заинтересованные местные власти — их же дети ходят и видят облезшие туалеты. А то и без того у нас есть пример республиканского (не входящего в компанию) цирка в Казани, богатый регион, все такое, а учреждение — совершенно не на уровне.

Людмила Яирова возглавляла Росгосцирк с 1990-го до 2000-го:

— Не может такой серьезный вопрос решать один человек! Понятно же, что имущественный комплекс серьезно интегрирован с искусством, с его артистическим потенциалом. Еще в годы моего руководства была идея, что реконструкция, капитальный ремонт идут за регионом, а цирковое обеспечение (плюс манежное оборудование) — за Росгосцирком. Увы, это так и осталось идеей. Понятно, что проблемы есть. Несовершенная прокатная система. К тому же есть такая вещь, как работа цирка в регионах только по выходным, — это беда, так он никогда не выйдет на прибыльную составляющую. Но прежде чем отдавать — надо, чтоб все последствия просчитали специалисты. А то ладно богатый регион, а если отдадут цирк в Иваново — ни Тверь, ни Иваново дотационные не смогут эти цирки содержать! Зачем разрушать то, что есть?

— Тем более что концепция развития цирков рассчитана до 2020 года...

— Вот именно, чего так торопиться? Чтобы спасти наш цирк, добиться его ренессанса, надо вкладывать деньги прежде всего в творческий продукт, воспитывать режиссеров, поступательно наращивать этот потенциал! Ну так же нельзя — взять и отдать!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру