«Станиславский» подаст голос

Театр-неудачник с Тверской сдвинут с мертвой точки оперными новациями

За последние лет пять о драмтеатре им. Станиславского мы писали исключительно в скандально-критическом ключе: менялись как перчатки худруки (Галибин, Белякович etc.), доблестная труппа пописывала доносы, и театр, стоящий в супервыгодном месте Москвы, продолжал блистательное прозябание без собственного стиля и лица. И вдруг Сергей Капков (глава столичной культуры) назначает худруком очень необычного режиссера Бориса Юхананова — ученика Анатолия Васильева. А его помощником по музыкальной части становится известный молодой композитор Дмитрий Курляндский — от него-то мы и узнали подробности грядущей реформы.

Театр-неудачник с Тверской сдвинут с мертвой точки оперными новациями
Композитор Дмитрий Курляндский.

За последние лет пять о драмтеатре им. Станиславского мы писали исключительно в скандально-критическом ключе: менялись как перчатки худруки (Галибин, Белякович etc.), доблестная труппа пописывала доносы, и театр, стоящий в супервыгодном месте Москвы, продолжал блистательное прозябание без собственного стиля и лица. И вдруг Сергей Капков (глава столичной культуры) назначает худруком очень необычного режиссера Бориса Юхананова — ученика Анатолия Васильева. А его помощником по музыкальной части становится известный молодой композитор Дмитрий Курляндский — от него-то мы и узнали подробности грядущей реформы.

— Дмитрий, вы наверняка обсуждали с Юханановым, что Театр Станиславского — крепкий орешек, столько худруков на нем зубки сломали...

— На данный момент никакого сопротивления не чувствуем — против кого нам предпринимать какие-то шаги? Ты пойми, единственное, что мы можем со своей стороны предоставить, — это работа. Причем график очень плотный, предпремьерные планы объемные. Если человек настроен на работу — зачем воевать?

— Но вы займете артистов из труппы, не приглашенных звезд?

— Ну да, план такой, что вся труппа будет занята максимально.

— Не уверен, была ли прежде должность музыкального руководителя...

— По-моему, нет. И — насколько понимаю — театр в последние годы не работал с живым звуком. Спектакли шли под «фанеру».

— А сейчас?

— Сейчас хотим делать оперно-драматический театр — возрождать идею, некогда витавшую в стенах «Станиславского». То есть помимо обычных спектаклей будем ставить оперы. А я здесь выступлю в роли идеолога и куратора музыкальной программы. Придумываю проекты.

— Появится ли свой оркестр?

— Может, в будущем и появится. Посмотрим. Пока же мы нацелены на тесное сотрудничество с разными столичными музыкантами: так, на «Синюю птицу» мы приглашаем 12 человек из Московского ансамбля современной музыки плюс хор из восьми певцов. А оперная история такая: мы уже с Борисом делали перформанс на эпизод из его романа-оперы под названием «Сверлийцы». Так теперь будем ставить и следующие эпизоды, что станет своего рода оперным сериалом. Каждую серию будут писать все новые композиторы... Музыка сейчас заказывается.

— А где брать артистов, заточенных под оперу?

— Сейчас люди в отпуске, не было возможности знакомства, но позже мы обязательно устроим прослушивание: кто владеет голосом, кто нет; опять же по максимуму постараемся привлечь актеров местных. Но и оперных привлечем, хотя речь идет всего-то о 3–4 солистах.

— Чисто драматические спектакли останутся?

— Конечно, останутся. Причем Борис не единственный, кто будет ставить. В планах на этот сезон пригласить не менее трех режиссеров: двух российских и одного европейского. Сейчас идут переговоры.

— Да, эксперимент интересный грядет... А Юхананов уже общался с труппой?

— Он общался со всеми. Причем лично, тет-а-тет. И уже начал работу над «Синей птицей» Метерлинка с Владимиром Кореневым и Алефтиной Константиновой, они сыграют Тильтиль и Митиль.

— Последний вопрос: не требуется ли ремонта?

— Ой, не то слово. Театр в ужасном состоянии. Запущенном. Сейчас уже идут разговоры с архитекторами, подрядчиками, я в это особо не влезаю... Так вот театр на семь месяцев закрывается на ремонт.

— То есть в сентябре вы не откроетесь?

— Нет. Но в этот момент начнутся репетиции в репзалах. И только в марте мы выходим с репетициями на сцену, и в апреле дадим первую премьеру — так и откроем сезон. Кстати, сцену сделаем мультифункциональную, этакий павильон. Ряды могут быть выставлены с любой стороны, зал-трансформер. По необходимости могут быть обустроены сцена-коробка и круг.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру