На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге завершился XIII Международный фестиваль балета Dance Open

Ножки Павловой нашли победителей

 Уже в тринадцатый раз, прошел в Санкт-Петербурге ежегодный балетный фестиваль Dance Open. Не став комлексовать по поводу числа 13, организаторы ещё раз подтвердили выработанную в прошлом году концепцию – на гастроли пригласили востребованные и креативные балетные компании, показав зрителю полноценные программы, составленные из работ балетмейстеров, определяющих сегодня мировые тренды.

 Ножки Павловой нашли победителей
Фото: Владимир Черенков (предоставлено пресс-службой фестиваля).

На фестиваль привезли несколько коллективов: американскую труппу Complexions, Ballet Biarritz со спектаклем его руководителя Тьерри Маландена "Magifique" и Национальный балет Нидерландов с программой хореографа Ханса ван Манена. Все три компании довольно хорошо известны балетной Москве, но в мекку классического балета - Санкт-Петербург, пожаловали впервые.

Эрик Андервуд (фото - Рик Гест). Предоставлено пресс-службой фестиваля.

Название своего балета - "Magifique" Маланден произвел от двух французских слов: magnifique (великолепный) и magique (волшебный). «Ребенком, встречая что-нибудь красивое, я восклицал «мажифик», потому что не мог выговорить «маньифик» - объясняет хореограф. Таким образом "Magifique" – это воспоминание о детстве, а главное - о первой встрече с музыкой Чайковского. Он действительно полон магии, великолепия и неистощимой хореографической выдумки. "Magifique" длится 80 минут и все три балета Чайковского, представлены тут как сюиты. Зеркальный куб возникающий на сцене в самом начале, трансформируется в спектакле в зеркальные ширмы, делая сценическое пространство похожим на балетный класс. Все 19 танцовщиков занятые в балете - в купальниках (обычная униформа для артистов этой труппы) телесного цвета. А отражение в зеркалах, дает ощущение пластического пиршества обнаженного тела.

Купаясь в танце и музыке артисты балуются словно дети: опираясь на балетную палку раскачиваются на ней подражая гимнастам на брусьях, делают перевороты, сальто-мортале, кувыркаются, ходят по палке, как по канату или как обезьянки карабкаются на верх. А в «Танце маленьких лебедей» вообще стоя вверх тормашками дрыгают под музыку ногами и сверкают попками, оставляя ощущение детской радости.

Complexions (фото - Джея Ман Джу). Предоставлено пресс-службой фестиваля.

Программа балетов одного из самых авторитетных деятелей современной хореографии, основателя голландского балета Ханса ван Манена тоже дарит долгое послевкусие. И совсем свежие, и ставшие уже классическими работы мастера - то, что невозможно передать словами. Это чистая поэзия в танце. Мировая премьера первого из пяти балетов, представленных на фестивале, «Танцы с арфой», состоялась всего 2 недели назад.

- В этом балете все началось с музыки – рассказывает мне ван Манен. - Когда я познакомился с Рэми ван Кестереном, который потрясающе играет на арфе, я понял, что это что-то совершенно невообразимое. Мы захотели поработать вместе и остановились на музыке Фредерика Момпу. И я решил, что будет здорово, если Рэми будет присутствовать на сцене, потому что никогда не было такого, чтобы в балетном спектакле присутствовал на сцене арфист.

Complexions (фото - Джея Ман Джу). Предоставлено пресс-службой фестиваля.

Действительно, глядя на то как сидящий на сцене музыкант перебирает струны, уже видишь танец, материализованный затем в балете тремя парами танцовщиков.

Музыкант, как преображающий действие волшебник и одновременно участник балета использован и в его, ставшим уже классическим, балете «Три гносианы». Три танцовщика наблюдающие за тем как танцует пара (Лариса Лежнина, Кейси Херд) передвигают стоящий на специальной движущейся подставке рояль с пианистом, и это предает композиции ван Манена какую-то оригинальность, завершенность (до этого в России исполнялся лишь концертный вариант дуэта, где рояля не было) и поэтичность. Впрочем, поэзию, красоту тела и чувства пластически передают практически все такие казалось бы абстрактные и математически выстроенные, но вместе с тем невероятно чувственные и напряженные балеты этого хореографа.

Голландский национальный балет (фото - Ангела Стерлинг). Предоставлено пресс-службой фестиваля.

В последний день фестиваля, на завершающем его гала-концерте, по традиции выступили сильнейшие танцовщики мира, лучшим из которых на торжественной, уже 5 по счету церемонии награждения, вручили специальный приз – хрустальные слепки с ножки Анны Павловой. Всего таких слепков было семь. Мистером и Мисс Виртуозность провозглашены в этом году Кристина Кретова и Семен Чудин – солисты Большого театра за несколько дней разучившие и превосходно исполнившие в сопровождении артистов Театра балета им. Якобсона «Гран па-де-де электрик» из утраченного, довольно известного балета Мариуса Петипа «Синяя борода». Па-де-де естественно не сохранилось – его, опираясь на оставшиеся документы и пытаясь передать дух старины, удачно сочинил худрук фестиваля и прекрасный стилизатор Василий Медведев.

Тем не менее настоящим виртуозом на этом фестивале следовало бы признать премьера Мариинского театра Владимира Шклярова, получившего, однако, приз «Mr. Выразительность». Шкляров вместе со своей превосходной партнершей Викторией Терешкиной (призом по недоразумению не награжденной) танцевал на гала «Классическое па-де-де» Баланчина на музыку Чайковского. И в этом исполнении у него в отличии от партнерши чувства стиля как раз не было и в помине, зато чисто технически он провел свою партию великолепно. Другими виртуозами на гала-концерте являлись норвежский танцовщик представляющий знаменитую кубинскую династию Йоэль Кареньо и голландец Реми Вортмейер, по справедливости разделившие за показанную на концерте виртуозность «Приз зрительских симпатий».

Мисти Коупленд (фото - Nisian Hughes). Предоставлено пресс-службой фестиваля.

Среди других лауреатов - Яна Саленко (Берлинский балет) и американец Джозеф Гатти получившие приз как «Лучший дуэт», действительно очень выразительная Мисти Копланд из Американского балетного театра (Mrs Выразительность). Гран-при Dance Open этого года досталось выпускнице Московской Академии, ныне приме Национального балета Нидерландов Анне Цыганковой. Вместе со своим партнером по сцене и в жизни Мэтью Голдингом (лондонский Королевский балет) Цыганкова станцевала стилизованную Хосе Мартинесом под старину «Delibes suite».

Фото: Владимир Черенков (предоставлено пресс-службой фестиваля).

Санкт-Петербург

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру