Татьяна Самойлова отмечает 80-летие

Единственная русская актриса, получившая награду Каннского фестиваля, так и не встретила своего режиссера

04.05.2014 в 12:34, просмотров: 15198

4 мая народной артистке России Татьяне Самойловой исполнилось 80 лет. Она не так часто снималась, но стала легендой советского и мирового кино, единственной нашей актрисой, чья работа персонально отмечена жюри Каннского кинофестиваля. Было это в 1958 году.

Татьяна Самойлова отмечает 80-летие
Татьяна Самойлова. Кадр из фильма "Летят журавли" (1957г.)

Тогда картина Михаила Калатозова «Летят журавли», поставленная по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», получила главную награду Канн – «Золотую пальмовую ветвь». А Татьяне Самойловой вручили премию «Апельсиновое дерево», как самой скромной и очаровательной актрисе фестиваля. Чтобы был понятен масштаб победы, надо вспомнить лауреатов того года. Лучшим режиссером тогда назвали Ингмара Бергмана с фильмом «У истоков жизни», а его четыре актрисы во главе с Биби Андерсон получили награду за лучшую женскую роль. Лучшим актером жюри признало Пола Ньюмана в картине «Долгое жаркое лето». А спецприз получил великий Жак Тати за фильм «Мой дядюшка».

Татьяна Самойлова также стала лауреатом премии «Победа», вручаемой во Франции по итогам опроса зрителей и читателей журналов «Синемонд», «Фильм Франсе» и газеты «Фигаро» в 1959 году. В 1990-ом ее вновь пригласили в Канны, чтобы вручить награду «Живая легенда Канн» за творческий вклад в искусство кино.

Дебют в кино у нее состоялся в 1955 году в картине «Мексиканец» Каплуновского по произведению Джека Лондона. А через два года уже вышли легендарные «Летят журавли» Михаила Калатозова - главный фильм в биографии актрисы, где она сыграла Веронику – девушку с необычной внешностью и странной судьбой. Для Калатозова ее присмотрел кто-то из его ассистентов в театральном училище. И она стала сниматься в фильме по оттепельной пьесе Виктора Розова, знаменитой не только благодаря этой картине, но и спектаклю театра «Современник». Именно этой пьесой он когда-то и открылся. Оператор от бога Сергей Урусевский снял Самойлову потрясающе. Глаз от ее лица не оторвать. Вероника неожиданно превратилась в картине Калатозова в главную героиню, чего нет у Розова. Совсем нетипичная русская девушка стала тогда для всего мира воплощением русского народа. Ее жених, роль которого исполнил Алексей Баталов, уходит на фронт. А его двоюродный брат, влюбленный в Веронику, становится настойчив в проявлении своих чувств. Девушка продолжает ждать жениха, давно погибшего на фронте, ничего не зная об этом. А потом с ней что-то происходит. Кадры, где Вероника бежит провожать уходящего на фронт возлюбленного, обошли весь мир и сделали Самойлову знаменитой.

А теперь, спустя годы после триумфа, актриса фактически предана забвению. Несколько лет назад мы оказались вместе с ней на Пискаревском кладбище накануне Дня Победы в составе официальной делегации. Самойлову никто не узнавал. Она сама подошла к одному из городских начальников и представилась: «Я – Татьяна Самойлова». Она понимала, что ее не узнают без этой подсказки. Да и как было распознать былую красавицу и звезду в этой скромной и просто одетой немолодой женщине в поношенных удобных туфлях. На актрису она была совсем не похожа.

Татьяна Самойлова родилась она в Ленинграде в 1934 году. В годы войны оказалась в эвакуации в Армении. Вспоминала потом о том времени образно и ярко: как грызла орехи, ела бараний суп, лазила по деревьям. В ней всегда было что-то дико-природное, не поддающееся управлению. В 1944-ом ее семья вернулась в Москву. А в 1945-ом Татьяна Самойлова поступила в балетную школу при Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича Данченко. Проучилась там всего два года. Желание стать актрисой привело ее в 1953-ом в Театральное училище им. Бориса Щукина. Но окончила она в итоге ГИТИС. Было это в 1959 году, уже после каннского триумфа картины «Летят журавли».

В театре она не задержалась и своего режиссера в кино не встретила. В 1954-ом играла в Театре им. Вл. Маяковского, с 1967-по 1992-ой состояла в штате Театра-студии киноактера. Фрагментарно возникали и другие подмостки, но долго она нигде не задерживалась. Ее фильмографию обширной не назовешь. Но как минимум две роли навеки увековечили ее как легенду советского и мирового кино. Народной артисткой Самойлова стала поздно, только в 1993 году, когда уже жила своими былыми заслугами. Ее приглашали театральные режиссеры в свои спектакли. Предлагали сыграть пьесу Николая Евреинова в паре с Алексеем Баталовым, что-то еще. Но ничего из этих затей не вышло. Возможно, дело было в ней самой.

В 1959-ом она еще раз встретилась с Михаилом Калатозовым на картине «Неотправленное письмо». Снимал ее опять гениальный Урусевский. А сценарий написал второй муж Самойловой Валерий Осиповов. Сыграла она геолога. Ее героиня погибала в тайге вместе с коллегами, искавшими алмазное месторождение. В 1960-ом вышла советско-французская лента «Леон Гаррос ищет друга» Марселя Палиеро, а 1961-ом - снятая в Венгрии шпионская «Альба-Регия» с ее участием. В такую заграницу ее отпустили, как и на съемки советско-итальянского фильма «Они шли на Восток» Джузеппе де Сантиса в 1964 году. А вот когда из Голливуда ей пришло приглашение сняться в «Анне Карениной», ее не выпустили. В 1967 году, правда, последовала советская экранизация произведения Льва Толстого режиссером Александром Зархи, где она сыграла главную роль, а Вронского исполнил ее первый муж Василий Лановой. Почти идеальная пара. И для Самойловой это был прорыв, серьезная работа, о какой можно только мечтать. Хотя картину упрекали в разного рода несоответствиях букве и духу романа, на лестные эпитеты критиков рассчитывать не приходилось. Но Самойлова была прекрасна, и отчасти сыграла саму себя, вложив в роль всю глубину нереализованных материнских чувств, а может быть, это роль потом аукнулась в ее собственной судьбе, оказавшейся во многом трагической. Многим кажется, что вся жизнь ее трагична. Имея такую душевную организацию, как у Самойловой, сложно рассчитывать на безоблачную, красивую и легкую жизнь. Можно сколько угодно говорить о том, что у этой актрисы не сложившаяся судьба. Сколько самых невероятных поворотов могло бы случиться в ее жизни после триумфа в Каннах. Но ничего так и не произошло.

В 1972-ом Самойлова снималась в картине «Нечаянные радости» Рустама Хамдамова. Фильм был смыт после соответствующей команды сверху. Сохранились лишь его фрагменты, благодаря оператору фильма, который их каким-то образом спас. Позднее Рустам Хамдамов использовал часть кадров в своем фильме «Анна Карамазофф». Потом уже Самойлова станет вспоминать о том, как Хамдамов наряжал ее в пыльные ковры.

Уже в новейшей истории российского кино Самойлова нет-нет да снималась. У Александр Атанесян - в фильме «24 часа», у Анны Меликян - в «Марсе». Рената Литвинова пригласила ее в свою документальную ленту «Нет смерти для меня», где давали интервью пять выдающихся наших актрис, включая Татьяну Самойлову. Это был рассказ о времени и о себе, своего рода исповедь. В 2008-ом Самойлову пригласил Игорь Волошин в картину «Нирвана». Вызвал ее в Петербург, где она и увидела с чем и как ей придется работать, испугалась причудливости костюмов и грима, не могла их принять, пока не увидела на других молодых актрисах то же самое. И все постепенно пошло.

Ее отец – народный артист СССР Евгений Самойлов – красавец, кумир советских женщин, ученик знаменитого Вивьена. Он работал в театре Революции, ставшим позднее Театром им. Вл. Маяковского, а потом служил в Малом театре. Вместе с дочерью он снимется в картине «Длинная дорога в короткий день» в 1972 году. Мать Татьяны Самойловой – Зинаида Ильинична Левина - была инженером, настоящей хозяйкой дома, на ней держалась вся семья. И сына Татьяны Самойловой, все время находившейся в разъездах, фактически воспитала она. А дед, по словам взрослого сына Самойловой - Дмитрия, заменил ему отца. Дмитрий в 26-летнем возрасте уехал в США, где живет уже 20 лет. Его часто будут обвинять в равнодушии, в том, что бросил мать. А он ее нежно любит, но с ней все не просто. Отец Дмитрия - театральный администратор Эдуард Машкович, оставивший семью, когда сыну было два года. Так сложилось. Так было лучше для душевного здоровья Самойловой. Отец и сын не виделись сорок лет.

Живет Самойлова практически в забвении, очень скромно и одиноко. Ее сын по-прежнему в США, сделал там карьеру врача. Он очень похож на свою мать. В Москве рядом с Самойловой - ее брат Алексей Самойлов, которому не всегда удается ее уберечь от самой себя. Она болела, куда-то пропадала, уходила их дома, и об этом знала вся страна. 16 июня 2009 года 75-летнюю актрису искали всем миром, был страшный переполох, когда она исчезла. А потом она нашлась в одной из московских клиник. В августе 2011-го повторилась примерно та же история. С Татьяной Евгеньевной не было никакой связи неделю. И опять она обнаружилась в больнице. Возбудимая актерская психика дает о себе знать в повседневной жизни.

Смотрите видео по теме: «Трудная жизнь Татьяны Самойловой»
02:15



Партнеры