Как только он вступит в силу, нельзя будет использовать нецензурные выражения во время публичной демонстрации произведений искусства и народного творчества, на театральных и культурно-просветительских мероприятиях. Книги, аудио и видеопродукция должны быть снабжены соответствующими указаниями на упаковке, если в них имеется подобная лексика. Нарушителям грозит штраф. Граждане за непослушание могут выложить от 2 до 2,5 тысяч рублей, должностные лица - от 4-5 тысяч, а юридические лица — от 40-50 тысяч рублей. В случае повторного нарушения размер штраф увеличится в два и более раза. Кинопроизведениям, где использован мат, может быть отказано в получении прокатного удостоверения, а это значит, что фильм не увидят зрители. Предусмотрено и проведение независимой экспертизы в тех случаях, если возникнут спорные ситуации и затруднения относительно того, что считать непозволительной бранью.
В театрах уже приступили к работе над ошибками. Но кто-то не согласен с буквой нового закона, как театральный драматург и режиссер, а также кинорежиссер Михаил Угаров, фильм которого «Братья Ч» о молодом Чехове мы вот-вот увидим. Вот что он нам рассказал.
- Вы представляете, чем все может закончиться для вас, если будете настаивать на своем? Ваши спектакли в Театре doc просто закроют?
- Прежде всего, мы можем выступить со встречным судебным иском, оспаривающим, конечно, не закон, поскольку его можно оспаривать только в Конституционном суде, но с иском, где изложим свои мотивировки по поводу наложения взысканий. Противоречие нового документа в том, что нарушается закон об авторском праве. Театр не вправе вмешиваться в произведение драматурга. Кроме того, в афишах и программах имеется предупреждение о наличии ненормативной лексики в том или ином спектакле. Как и указание на возрастное ограничение. И человек волен выбирать - идти ему на спектакль, где используется мат или нет. Если он его не переносит, значит, он просто не пойдет в театр.
- Меня удивило, что Андрей Звягинцев использовал мат в своей новой картине «Левиафан»? Но он был убедителен, когда объяснял, что мы не вправе отворачиваться от языка народа.
- И я согласен с этим. Это ханжеский закон. Люди, которые его инициировали, сами разговаривают только так.
- Но чем вам так дорог мат? Разве без него не обойтись?
- Есть случаи, когда он просто незаменим. Мы думали об этом с актерами, занятыми в моем спектакле «Маскарад Маскарад». И пришли к выводу, что в данном случае его невозможно чем-то полноценно заменить. Какие-то вещи можно безболезненно убрать, если повторяется между делом всем известное словечко, если это дурная актерская импровизация. Тогда я не держусь за это. А скажем в пьесе Анны Яблонской «Язычники» есть очень сильная нецензурная фраза, которую бросает в адрес священника человек, разуверившийся в нем. Он посылает его куда надо. Такая фраза дает мощную энергию происходящему. Как от нее отказаться? Чем заменить? Да ничем!
Что же касается Андрея Звягинцева, то его вышеупомянутый фильм «Левиафан» в ближайшие дни будет участвовать в конкурсе 67-го Каннского кинофестиваля. И он не вполне соответствует новым веяниям. Правда закон, когда он вступит в силу, не распространяется на произведения появившиеся до его принятия. А на Каннском кинофестивале всю прелесть ядреного русского мата смогут считать разве что носители языка. Всем остальным достанется только обтекаемый «фак».
Картина снималась на Кольском полуострове. А незадолго до того, как стало известно о ее участии в Каннском кинофестивале, Андрей Звягинцев рассказывал, что это многословный фильм: «В «Левиафане» мы позволили себе ненормативную лексику, решились на нее. Ее там довольно много. Я долго думал, прежде чем принять это решение. И уверен, что никакие нормативы, спущенные сверху, не могут ничего изменить. Нельзя отворачиваться от языка народа, а мы только и делаем это. Надо повернуться к нему лицом. Язык народа запретить нельзя. Иначе мы возвратимся в тот плен, из которого выбрались. Человек свободен говорить то, что считает нужным.