«Ночь в музее»: праздник, который не всегда с тобой

Злоба дня

Злоба дня

В выходные в Москве, как и во всем мире, проходила акция «Ночь в музее» — праздник искусства, приуроченный к Международному дню музеев (18 мая). По идее, в этот вечер арт-пространства должны открывать свои двери бесплатно и устраивать для гостей увлекательные акции, чтобы людям потом захотелось вернуться, снова прикоснуться к культуре. Акция в принципе замечательная, набирает рейтинг и претендует на звание одного из самых ярких событий года. Однако с ее задачами справились далеко не везде.

Но сначала о хорошем. Праздник ведь прошел как никогда масштабно, в него включилось больше 300 площадок — не только музеи, галереи и арт-центры, но и библиотеки с парками. К программе подошли креативно. В Музее Скрябина, например, вечер прошел под пение китов и дельфинов, которое удивительно вписалось в концерт живого оркестра. Голоса животных записали в океанологических экспедициях заранее, как и кадры млекопитающих, которые демонстрировались на стене. В Музеях Москвы жизнь кипела во дворе, где специально к акции построили инсталляции по образу Дома Мельникова и Мавзолея — белые конструкции эффектно подсвечивали разными цветами после заката. А вокруг гуляли дамы и господа в костюмах ХIХ века, рассказывая о старой Москве — ей посвящена тема экспозиции внутри музея. Феерический концерт роботов-музыкантов и перформанс скалолазов на ура прошел на Artplay. Веселое клоунское шоу на «Винзаводе» понравилось и детям, и взрослым. Великолепны были салют на Крымской набережной, «Жизель» под звездами в Парке Горького и оригинальная театральная мастерская и маскарад в Третьяковской галерее. Активно подключились к празднику выставочные галереи на периферии и усадьбы. Отдельно хочет отметить работу волонтеров, которыми выступили студенты (около 200 человек), — они направляли толпы, отвечали на бесконечные вопросы. Словом, атмосфера праздника витала в воздухе.

Но есть моменты, которые подпортили событие. Их стоит взять на заметку, чтобы не повторять впредь. В Центре фотографии им. братьев Люмьер, допустим, произошла такая сцена:

— Вы участвуете в музейной ночи? Вход бесплатный? — поинтересовалась радостная парочка влюбленных.

— Нет, вход 300 рублей. Мы частная галерея, не подчиняемся городским властям. Все претензии к городу, — строго ответили на кассе.

Пара, погрустнев, ушла, бросив кассирше разочарованный комментарий, из которого стало ясно, что они не только в эту галерею больше не придут, но и объявят бойкот музеям.

Та же картина — в частном музее современного искусства «Гараж»: за вход просили 300 рэ, несмотря на то что в официальной программе был обещан свободный вход. Они опять-таки «перевели стрелки» на город: «Не мы эту программу составляли, а город!»

С Центром документалистики и выставкой «Best of Russia» на «Винзаводе» — та же история, платная. В Музеоне — по крайней мере, в районе семи-восьми часов — активизировались многочисленные палатки и кафешки, а вот музыки или какого-то артистического действия не наблюдалось. Для сравнения — в Музеях Москвы можно было платить за еду столько, столько сам посчитаешь нужным.

В музейной ночи не все выставочные площадки работали бесплатно, не удалось избежать и очередей.

Хочется спросить у частных культурных институций: ну зачем вы обманываете народ? Да, вы, конечно, не подчиняетесь городу и вправе ставить какие угодно цены на свой «продукт». Но имеете ли на это моральное право? Некоторые горожане впервые выбираются в музеи — и они не различают, какой из них федеральный, какой городской, а какой частный. Люди просто идут на праздник. Зачем вам портить впечатление о событии? Если вы не готовы играть по правилам — просто закройтесь на этот вечер. Так, кстати, сделали некоторые частные галереи на «Красном Октябре» — и поступили честнее. Понятно, что для музейщиков-галеристов «Ночь в музее» рабочая — и пострашнее будничных дней. «Но раз-другой можно потерпеть, мы же здесь работаем на рейтинг всей культуры», — уверен Сергей Попов, владелец галереи «Pop/off/art» на «Винзаводе», и сложно с ним не согласиться.

Второй момент — организационный. Об очередях даже не хочется говорить — их снова не удалось избежать, как ни старались. Тут может быть только одна рекомендация — еще активнее включать в праздник уличные пространства. Более показательный эпизод связан с «Ночным музейным походом» — а карнавал искусства, шествовавший от Пушкинской площади до Крымской набережной, был заявлен как одно из главных событий вечера. Здесь, кажется, организаторы понадеялись на авось. Маршрут шествия был известен заведомо, однако сотрудники ГИБДД — судя по их реакции на процессию — не были предупреждены о событии. А автодвижение никто и не собирался перекрывать на те несколько часов, что шел парад. Получилось, что многочисленные участники шли по проезжей части, рискуя угодить под колеса машин.

Столичный министр культуры Сергей Капков, отвечая на вопрос о значимости акции, сказал, что она в рейтинге городских праздников на третьем месте — после Дня Победы и Дня города. Во время их проведения в центре перекрывают движение — там, где запланированы массовые гуляния. Почему бы на музейную ночь не поступать также?

И последнее — путаница со временем. Акция называется «Ночь в музее», однако большинство мероприятий проходило до полуночи. А в отдельных местах, например Музее-квартире Льва Толстого, — до восьми вечера. Давайте не путать людей — либо переименовывать праздник, либо идти до конца и честно отрабатывать событие хотя бы до полуночи. И открывать метро до утра, как это делают в Петербурге.

В Москве прошла "Ночь в музее"

В Москве прошла "Ночь в музее"

Смотрите фотогалерею по теме

P.S. Особым видением праздника отличилась государственная Галерея на Солянке: некоторые горожане пришли туда с детьми (ведь никаких возрастных ограничений в анонсе указано не было!), но, увидев происходящее, ужаснулись и поспешили по домам. Дело в том, что в галерее можно было наблюдать... зоофилию и еще более шокирующие сцены. На видео в экспозиции музея: художники занимаются «этим» с чучелами животных и, моют ванную обнаженными, из одежды - только туфли. При этом, без стеснения, выставляют свое возбужденное достоинство. «Словами не могу описать свое возмущение! Со всей этой пропагандой сексуальных извращений скоро придется нас, нормальных, защищать от секс-меньшинств!» — прокомментировала проект на Солянке, организованный австрийской арт-группировкой GELITIN совместно с русскими художниками, актриса Наталья Бочкарева, которая пришла туда на музейную ночь. Интересно, видел ли Сергей Капков, как израсходовали бюджет на Солянке?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру