Прогноз на итоги Канн: среди фаворитов Марион Котийяр

Каннский кинофестиваль на грани безумия и не понимает смысла смерти

В субботу жюри 67-й Каннского кинофестиваля под предводительством новозеландского режиссера Джейн Кэмпион объявит имена победителей. А второй по значимости конкурс «Особый взгляд» подведет итоги в пятницу.

Каннский кинофестиваль на грани безумия и не понимает смысла смерти
Марион Котийяр

Можно сколько угодно гадать, какая из 18 картин главного конкурса возьмет «Золотую пальму», а жюри, наполовину состоящее из актеров, вынесет вердикт, который всех ошеломит. За многие годы моего присутствия в Каннах только однажды не возникло вопросов к жюри - когда его возглавлял Эмир Кустурица.

В рейтингах критиков с первых дней лидирует фильм британского классика Майка Ли «Мистер Тернер», а исполнителю главной роли Тимоти Споллу – уникальному полнотелому актеру с кривыми зубами - прочат награду за лучшую роль. Он сыграл знаменитого художника Уильяма Тернера - как всегда прекрасно, но без особых открытий. Интересного 10-летнего мальчика Абдул Халима Мамутциева в Чечне нашел Мишель Хазанавичус на главную роль в картину «Поиск». У ребенка потрясающая органика, живое лицо и пластика. Но картина шаблонная и слишком придуманная, не давала ему возможности сделать то, что он мог.

На пятки фильму Майка Ли наступает картина Дарденнов У нее хорошие шансы на главные награды. Тут можно отметить все, что угодно – сценарий, режиссуру, актерские работы. Европейцам особенно близка тематика картины, а уж как любят здесь простую и будничную режиссуру знаменитых братьев и объяснять не надо.

Вероятнее всего, награду за лучшую женскую роль получит французская актриса Марион Котияр, сыгравшая современную женщину на грани нервного срыва в картине братьев Дарденн «Два дня, одна ночь». Ее героиня вместе с мужем носится по городу, общается с коллегами, чтобы предотвратить собственное увольнение. Про «Местного» Томми Ли Джонса, сделанного вполне добротно и в духе исторических фильмов Голливуда, но отставшего от жизни на десятилетия, хочется сказать, что каждый должен заниматься своим делом: режиссеры снимать, а актеры играть. Тогда мы будем застрахованы от худосочной актерской режиссуры, вроде той, что продемонстрировал Райан Гослинг в своем режиссерском дебюте «Затерянная река» (программа «Особый взгляд»). Его встречали так, словно на землю спустился Господь Бог, а после и обсуждать оказалось нечего. Отличилась и Мелани Лоран (звезда фильма «Бесславные ублюдки»), тоже увлеченная режиссурой и снявшая нечто вроде «Жизни Адель» для бедных. Ее фильм «Я дышу» из программы «Неделя критики» - образчик девичьей режиссуры.

Много вопросов вызывает самая длинная картина конкурса – «Зимняя спячка» талантливейшего турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. В течение трех с лишним часов герои разговаривают, решают в глуши свои интеллигентские проблемы. Простому зрителю все это не переварить. Но картина важная. Наверняка, жюри не пройдет мимо этой картины. Как и мимо японской ленты «Успокой воду» Наоми Каваси, которая как и Джейлан уже получала в Каннах награды. Сидевший рядом со мной японец, проплакал весь фильм, построенный на ощущениях – смерти, связь с которой потеряна на ментальном уровне, и к которой никто у нас не готовится. Это тоже редкое сегодня кино большого стиля, которое оценят немногие из привыкших к быстрой и понятной жизни и ее отражению на тех же скоростях.

Неожиданный эффект имела итальянская лента молодого режиссера Аличе Рорвахер «Чудеса» о захолустной жизни пасечника и его детей, сразу же покорившая своей осязаемой фактурой, она в то же время раздражала излишней театрализацией, вторгающейся в жизнь с появлением Моники Беллуччи.

Но фестивали часто награждают тех, кто того заслуживает уже в молодые годы, только по достижении преклонных лет. Так было с британским классиком Кеном Лоучем, который на этот раз представил свой очередной ирландский сюжет «Зал Джимми». Лоуч получил свою «Золотую пальму» не так давно фактически за выслугу лет, хотя по-настоящему был ее достоен несколько десятилетий назад. Любопытная неброская картина о буднях спортсменов у американца Беннета Миллера «Foxcatcher». Они тоже люди на грани нервного срыва, как и персонажи «Звездной карты» Дэвида Кроненберга – разновозрастные труженики Голливуда, сдвинутые на славе, склонные к разврату во всех смыслах. Кстати, там очень яркая работа у актрисы Джулианны Мур. Кроненберга могут и проигнорировать, а вот Миллера могут и уважить. Окажись он на Берлинале, точно бы не дали пропасть.

Что же касается «Особого взгляда», то одна из самых значительных его картин – «Соль земли» Вима Вендерса, отчасти утратившего интерес к игровому кино в чистом виде и все чаще работающего на документальных проектах. Его захватывают урбанистические пейзажи и дикая природа, встречу с которой ему на сей раз подарил фотограф Себастьян Сальгадо. Наверняка, жюри «Особого взгляда» во главе с аргентинцем Пабло Траперо не оставит «Соль земли» без внимания.

Фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» на момент, когда пишутся эти строки, в Каннах еще не показали. Кто-то считает, что в той политической ситуации, в которой мы живем, не может быть и речи о награде картине из России. Ведь в Каннах как на любом крупном кинофестивале, а он – главный среди них - бал правит политика и политкорректность, хотя художественных достоинств никто не отменял. Но тем не менее многие уверены, что Звягинцев возьмет «Золотую пальму», потому как, по слухам, снял мощный фильм, и мировые права на «Левиафана» приобретены крупнейшей кинокомпанией, прокатывать ее будут и в Великобритании.

Сюжет:

Канны-2014

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру