Спираль розы ведет к диктатуре?

В Дарвинском музее разгадали символ розы

30.05.2014 в 18:46, просмотров: 3336

Железные розы как стальные прутья, или розы в качестве исламского символа, или розы в символике Третьего рейха?.. На выставке «Sub Rosa» в Дарвинском музее участвуют более 25 художников, ломающих стереотипы о розе. Образ розы встречается в математике и поэзии, архитектуре и географии, в космосе и авиации. Почему роза постоянно фигурирует в столь разных обстоятельствах и явлениях жизни? В чем ее притягательность?

Спираль розы ведет к диктатуре?
фото: Анжелика Горбатова

Проект, придуманный кураторами Анной Азарновой, Еленой Быстричан и Анной Нигаматуллиной, разместился на крыше Дарвиновского музея. Часть работ специально созданы для этого проекта, он включает разные стили, техники и жанры — видеоарта, живопись, скульптура. Sub Rosa — в буквальном переводе "под розой", что означало "тайно, не разглашая". Эта выставка-приглашение к размышлению о прекрасном и вечном, актуальном и современном, близком и бесконечном. Живопись на классическом холсте, коллажи, необычное плетение, ассамбляжи и работы, выполненные в смешанной технике, инсталляции, скульптуры из дерева, пластика и картона. Все это — в сопровождении живых роз и предметов из научной и бытовой сферы — выглядит весьма необычно.

фото: Анжелика Горбатова

Можно увидеть геометрические работы художника Дианы Воуба, которая рисует цветок уже более 20 лет. Ее привлекает символы вечного обновления, как говорит сама художница: «Возникающие на полотнах новые гармонические цветоформы не зависят от моих настроений, а являются результатом наблюдения за архитектоникой цветка». Далее идут работы Наташи Арендт, — в одной из роз она призналась в любви в виде необычного плетения. Вспоминая древних инков, художница выражала чувства с помощью узелков, а не слов. В итоге, получилась вязаная инсталляция розы.

— Когда я была на биеннале в Венеции, меня очаровала маленькая выставка в цветочном магазине, — рассказал куратор выставки Анна Азарнова. — Размышляя, мне пришла мысль, что символ розы очень многослойный. Диапазон понятий и символов, так или иначе связанных с ним, простирается от религии до народной культуры, от философии и поэзии до пословиц и поговорок, от математики, астрономии и географии до архитектуры и ювелирного дела. Однако сегодня в массовом сознании это понятие обеднено и сведено к довольно узкому и банальному восприятию как красивого, но очень распространенного цветка, в лучшем случае символизирующего сильную любовь и восхищение.

Многих поразила «кричащая» картина Василия Слонова «Диктатура розы». На кровяном полотне изображен знак, напоминающий символ Третьего рейха — два черных орла, в лапах которых — дубовый венок с наивной розой. Картина направляет нас к тому, что красота диктует нам стиль жизни и вместе с этим мы теряем естественность.

Анна Азарнова:

— А знаете ли, что спираль розы выстраивается по законам вселенной и числам Фибоначчи? И как это не смешно, но все архитектурные формы и Золотое сечение основано на этих же законах. Классическая роза корнями уходит в почву (земную жизнь, любовь), а цветок взлетает в небо. В отличии от мака или пиона. Роза обманчивый цветок , в нем соединена нежность и колкость. Или же напротив гармония и любовь.