Американцы будут продвигать на «Оскар» фильм о советской сборной по хоккею

Екатерина Мцитуридзе: «Нельзя допустить идеологическое вмешательство в деликатную зону искусства»

Как команда Каннского кинофестиваля ради двух недель в мае усердно работает весь год, так и компания «Роскино», которой в этом году исполняется 90 лет, не прекращает свою деятельность с закрытием очередного крупного киносмотра или кинорынка. Только подвели итоги работы российского павильона в Каннах, организованного при поддержке «Аэрофлот. Российские авиалинии», — как на очереди Международный медиафорум в Санкт-Петербурге. «МК» поговорил с главой «Роскино» Екатериной Мцитуридзе об отличии культуры от идеологии, а также о роли искусства во время международных конфликтов.

Екатерина Мцитуридзе: «Нельзя допустить идеологическое вмешательство в деликатную зону искусства»
Том Бернард и Екатерина Мцитуридзе. Фото предоставлено компанией "Роскино".

— Екатерина, за время Каннского фестиваля в стенах павильона прошло десятки встреч и презентаций, но для меня самым важным стал день памяти Алексея Балабанова…

— Я помню конец 90-х — фестиваль молодых кинематографистов в Сочи. Для меня это была первая подобная командировка, я только начинала работать как корреспондент. На фестивале были считавшиеся тогда только начинающими кинематографистами Месхиев, Хотиненко, Рогожкин, Сергей Сельянов — не как продюсер, а как режиссер с фильмом «Время печали еще не пришло». Ренат Давлетьяров, Дуня Смирнова, Рената Литвинова. И Алексей Балабанов. Все бурно веселились, каждый вечер устраивали танцы после показов, а я всех стеснялась страшно. И на второй или третий вечер ко мне подошел Леша со словами: «Ангел, а почему мы не танцуем?..» И он так это сказал, что я не смогла ему отказать. Так мы и познакомились, танцуя. У нас есть одаренные, даже очень талантливые режиссеры, но таких, как Балабанов, больше не будет. Он был абсолютно не просчитанный, через его фильмы проходило время. И потом, ты же знаешь, у нас всегда гул стоит в павильоне во время презентаций, кинематографисты — люди эмоциональные, говорят без перерыва. А тут мы показали фрагмент фильма Петра Шепотинника «Балабанов на войне», и встала абсолютная тишина — все смотрели эти кадры на одном дыхании.

— Этот год для «Роскино» юбилейный — ведомству исполнилось 90 лет.

— В 1924 году была учреждена организация под названием «Совкино» — для пропаганды за рубежом советского кино и советских ценностей. Случилось это по инициативе Луначарского, возглавлявшего Министерство просвещения, и Дзержинского. Так что в первые годы идеология и кино шли бок о бок. В дальнейшем организация много раз меняла имена, пока за ней надолго не закрепилось название Совэкспортфильма. В разные годы она на правах подведомственной структуры числилась то за МИДом, то за Министерством культуры. А какое-то время и вовсе была независимой, когда работала под эгидой Внешторга. Такой путь я считаю наиболее правильным.

Современные призывы: «Мы не Европа» или «Долой толерантность» — не путь развития. Это может только навредить. Нельзя допустить идеологическое вмешательство в очень деликатную зону искусства. Ее нельзя трогать ни молотками, ни ножницами, ни винтовками. И было очень важно в рамках ужина российских кинематографистов, устроенного в честь юбилея «Роскино», собрать в одном месте директора Каннского кинофестиваля, директора кинорынка, а также директоров Венецианского фестиваля, Торонто, Пусана, Берлина. Чтобы увидеть и услышать друг друга, понять: мы вместе. К нам пришли наши украинские и казахские коллеги, представители «Беларусьфильма», немцы, французы, американцы. По политическим соображениям они могут не посещать Экономический форум в Питере, а к нам пришли — и не говорили ни слова о политике, только о кино.

В конце концов даже во время настоящих войн люди культуры старались всегда наладить контакты. Вот почему мы открыли официальную программу павильона презентацией фильма «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого. Во-первых, этот проект начался год назад именно в стенах российского павильона, когда продюсер Наталья Мокрицкая нашла партнеров на Украине. И второй, главный момент — несмотря на безумие вокруг, за которое, когда все закончится, всем будет одинаково стыдно, — мы представили качественный русско-украинский проект. Чтобы показать: что бы ни происходило, мы открыты и всегда готовы к сотрудничеству.

Но это что касается презентации наших фильмов за рубежом. Дома же по-прежнему хватает проблем. Например, у нас на ужине был Том Бернард, глава Sony Pictures Classics. Он уже приобрел для проката фильм Гейба Польски «Красная армия», рассказывающий о советской сборной по хоккею (он же купил права на американский прокат фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». — Н.К.). И даже сказал, что будет продвигать его на «Оскар». И он это сделает. В Америке есть независимый прокат, есть понимание, как работать с каждым проектом. У нас этого нет. Разговаривают о чем угодно: материться в фильмах или нет, сморкаться или не стоит, писать левой рукой или это тоже слишком нестандартно? А такие фундаментальные вещи, как организация независимого проката, — просто не обсуждаются.

— В октябре «Роскино» готовится провести Санкт-Петербургский Международный медиафорум — и это обещает быть совершенно новым форматом взаимоотношения профессионалов и аудитории.

— Моим первым и самым радикальным предложением было отменить конкурс. Это необходимое условие для того, чтобы появилась возможность показать зрителям действительно качественные фильмы. Мы готовим несколько программ — как архивных, так и современных, по следам Локарно, Канн и других крупнейших фестивалей. Кроме того, будет несколько именных программ известных кинокритиков, уровня Михаила Трофименкова и Алексея Медведева. Но при этом основной упор мы сделаем на кино-, телерынок и IT — стартапы и новые медиа. Пока в Европе нет такой площадки, которая объединила бы сразу три формата. Мы будем первыми. Это будут не только деловые встречи, но и открытые мастер-классы ведущих экспертов в индустрии. А наравне с громкими международными кинопремьерами планируем пригласить звезд уровня Стива Бушеми, чтобы он представил пятый сезон сериала Мартина Скорсезе «Подпольная империя». Сейчас мы как раз находимся с ним в стадии активных переговоров.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26542 от 6 июня 2014

Заголовок в газете: «Роскино» без границ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру