Зрителей превратили в звероящеров

Стартовал Медиафестиваль на «Платформе»

10.06.2014 в 20:20, просмотров: 1771

Если классический театр начинается с вешалки, то медиатеатр — с роботов. Так, по крайне мере, происходит на 3-м Межурнародном фестивале медиа перформансов (так же известном как Медиафестиваль на «Платформе»), в этом году сделавшем акцент на высоких технологиях. Днем, на мастер-классах, здесь можно, например, испытать собственную цифровую мышечную память или смастерить электроакустический инструмент. А вечером — увидеть перформанс, где роботы участвуют в представлении наравне с людьми. На первой премьере фестиваля, перформансе «Сны ЗвероЯщеров», побывал «МК».

Зрителей превратили в звероящеров
фото: Мария Москвичева

- Устраиваетесь поудобнее и не пытайтесь понять то, что видите, лучше почувствуйте. И не забудьте, что фестиваль идет до 19 числа, каждый вечер премьера — повторов не будет. Приятного полета! - подготавливает зрителей куратор фестиваля Анна Беляева к премьере первого дня — медитативному перформансу «Сны ЗвероЯщеров», придуманному мета-концентуалистами Сергеем де Рокамболем и Анной Николаевой.

Зал в Цехе Белого — основная площадка феста — заполнен до отказа. Кому не хватило стульев, устраиваются перед сценой на подушках. Одним из последних в центре «мягкого ложа» усаживается приметный персонаж — невысокий молодой человек с дредами до колен. Это рэпер Децл, в миру — Кирилл Толмацкий. Кажется, он всерьез интересуется восточными практиками и медитациями, положенные в основу представления (иначе бы не остался обсуждение перформанса и задавал так активно вопросы). И вот свет гаснет — включается робот.

фото: Мария Москвичева

Сначала один — слева от сцены. Он напоминает гигантскую механическую руку, держащую плоскую белую тарелку-экран. На нем появляется символ из горизонтальных линий. Это одна из 256 графем «Атриум-алфавита», изобретенного художниками в 1987 году. По идее авторов, «Атриум-алфавита» — ничто иное, как метакультурный код, а каждая из его графем может быть «закономерным образом преобразована в визуальные и звуковые формы». Собственно, это и происходит — вслед за явлением знака вступает спокойная, но ритмичная мелодия (авторская версия музыки древних шумеров), оживает второй робот-экран справа от сцены (брат-близнец первого механизма), появляются два человека в широких красно-черных мантиях и высоких, клювоподобных шапках. Мужчины неспешно «плывут» по двум соприкасающимся осям, отмеченным на полу еле-видным мелом, — в своем странном танце они используют движения из древних восточных практик, в том числе, элементы ушу. На экранах-роботах, тоже медленно кружащим по оси, то возникают графемы, то разноцветные мозаики, то спиралевидные лабиринты, то их объемные модели, в которых зашифрован «Атриум-афавит». Это представление без сюжета — все события развиваются в подсознании зрителя. Чем дольше скользят клювоголовые по сцене, тем больше каждый в зале прислушивается к собственной вселенной. Спустя почти час — финал под стать всему перформансу-медитации — одухотворенное соло художника, перформера и музыканта Гермеса Зайдотта на поющих чашах.

фото: Мария Москвичева

На то, чтобы прийти в себя, у публике было 15 минут. После этого авторы уселись на сцене, готовясь отвечать на вопросы, а их оказалось немало. Перво-наперво зрители поинтересовались, кто же такие ЗвероЯщеры, фигурирующие в название перформанса?

фото: Мария Москвичева

- Чтобы это понять, важно знать строение мозга, — ответил художник. — Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает рептильный (энергетический), животный (эмоциональный) и человеческий (рациональный) мозг. Пройдя от ящерного начала через звериное до человеческого, мы можем войти в резонансное состояние с вселенной. Для этого существуют разные практики. Этот перформанс — одна из таких практик.

Выходит, ЗвероЯщеры — все, кто оказался в зале, погрузился в медитативный «сон» и на какое-то время превратился в рептилию. После такого объяснения вопросы посыпались на концептуалистов как из рога изобилия. Однако Сергей не на все отвечал напрямую, больше вспоминал разные истории. Например, рассказал, как придумал «Атриум-алфавита»: «Наелся я однажды мухоморов до отвала. Не помню сколько съел, организм был насквозь проспиртован, так что остался жив. А после этого ко мне пришла идея Алфавита, которую потом Аня помогла сформулировать и изложить на бумаге». Сергею повезло, вообще-то мухомор — гриб ядовитый и очень опасный, не стоит с ним экспериментировать (скорее дело кончится скорой, чем психотропным эффектом).

фото: Мария Москвичева

Напоследок Сергей, напоминающий своей внешностью Николая Рериха (бритая голова, бородка и восточный прищур) посоветовал всем не отправляться за просветлением в далекие края (не преминув, вспомнить того же Рериха, искавшего истину в Гималаях), а искать его внутри себя.

фото: Мария Москвичева



Партнеры