«Манифеста» в срезе

«МК» прошел основной проект европейской биеннале

28.06.2014 в 21:33, просмотров: 8265

 В Петербурге – беспрецедентное событие. Сегодня, 28 июня, в здесь открывается Европейская биеннале современного искусства «Манифеста 10», которая на несколько месяцев (вплоть до конца октября) превратит Северную столицу в город-музей. В рамках биеннале открываются десятки выставок в самых разных точках Петербурга, но главной площадкой стал Эрмитаж, который и пригласил «Манифесту» в Россию по случаю своего 250-летия. 

«Манифеста» в срезе
фото: Мария Москвичева

Подготовка биеннале шла на фоне все возрастающего политического напряжения между Россией и Западным миром – организаторы почти решились все отменить, но все же передумали и «Манифеста» приехала в Петербург, несмотря на то, что некоторые художники бойкотировали биеннале. Чем она запомнится, узнал «МК».

Несомненно, «Манифеста» – крупнейшее культурное событие 2014 года в России. Она стоит в одном ряду с самыми значимыми фестивалями Европы – Венецианской биеннале и кассельской «Документой». Только в отличие от них каждый раз проходит в новом городе. Обычно – в провинциальном. Ведь фестиваль рождался на исходе «холодной войны» и задумывался не только как ответ на новые социальные, политические и культурные явления, но и как инструмент, способствующий оживлению принимающего фестиваль городка. Петербургская «Манифеста» войдет в историю как самая нестандартная, ведь проходит она отнюдь не в провинции, а проекты «Манифесты», хоть рассыпаны по всему городу, но по большей части сосредоточены в одном, главном музейном пространстве Петербурга – Эрмитаже. Основной проект занимает недавно отреставрированный Генштаб, и продолжается в Зимнем дворце и Новом Эрмитаже, где работы участников биеннале рассредоточены по постоянной экспозиции.

В Генштабе «Манифеста» начинается с яркой разноцветной скульптуры обнаженной дивы, созданной в духе древнегреческой традиции. Она напоминает, что биеннале гостит в музее, где собрано искусство разных эпох – в том числе древнегреческое, к сожалению, не сохранивших своих первоначальных цветов за столетия. Продолжает проект куратора Каспера Кёнига зал, увешанный работами Тимура Новикова – легендарного художника и бунтаря, измененившего представление об искусстве в переломное для страны время, в эпоху перестройки и распада СССР. Отсюда зритель попадает во внутренний двор Генштаба, где разместилась шокирующая инсталляция Томаса Хиршхорна «Срез». Перед нами шестиэтажное здание… без фасада. Взгляду открываются комнатки, неприхотливо обставленные, как многие петербургские квартиры. Раздница лишь в том, что на стенах видят подлинные произведения Малевича, Филонова и Розанова. В годы блокады Ленинграда многие дома в городе были превращены в такие руины, и спустя десятилетия Хиршкорн оживляет историю, связывая ее с авангардистами-революционерами, разрушившими окаменевшие догмы старого искусства. Следующий проект тоже связан с историей, только не страны, а Эрмитажа. Он о незаменимых сотрудниках музея – о котах, которые состоят на работе здесь еще со времен Екатерины II. Голландец Эрика ван Лисхаута шесть месяцев жил вместе с мышеловами в подвалах Эрмитажа, которые за это время преобразил до неузнаваемости. Серые подвалы превратились в настоящий кошкин дом, где есть место и развлечения для всех 30 котов, состоящих на службе музея. Видео об этом представлено в полукруглом коридоре, напоминающим ходы, по которым передвигаются усатые музейщики. Любопытно, что они оклеены не только фотографиями и рисунками кошек, но и изображениями Путина. Но если в этом прелестном проекте президент появляется скорее как популярный герой, человек-тренд, то в другом проекте, расположенными нескольми этажами выше, он фигурирует в несколько другом качестве…

Речь о «Лада «Копейка» – самом нашумевшем проекте «Манифесты». Главный его экспонат находится во дворе Зимнего дворца – это машина, врезавшаяся в дерево, которая при первом взгляде приводит в недоумение. Таблички рядом объясняют, что это никакое не ДТП, а арт-объект с длинной историей. Она началась в 80-х, когда молодой бунтарь Франсис Алис вместе с братом решил оставить Бельгию и сбежать в Ленинград на «копейке». Однако не удалось – машина сломалась по дороге. Спустя десятилетия Алис воплотил свою мечту в жизнь и совершил задуманное когда-то путешествие. Доехав до Петербурга, он разбил машину, тем самым попрощавшись с юношеским максимализмом и доказав всем, что лучше осуществить мечту, чем всю жизнь жалеть, что не сделал этого. В Генштабе мы находим отчет о путешествии – видео, клитанцию на штраф и почему-то вырезки из иностранных газет, обвиняющих Россию в оккупации Крыма и Украины. Какое отношение они имеют к путешествию Алиса опасаются комментировать даже экскурсоводы «Манифесты».

Политических глав на «Манифесте» не мало. Среди них – видео перформера Елены Ковылиной «Равенство», иронизирующее над псевдодемократической системой власти в России. Перформанс, осуществленный художником в 2007 году в Париже, потом в Москве, в этом году был повторен в Петербурге – напротив Зимнего дворца. Несколько десятков добровольцев встали на разноуровневые табуреты, тем самым уровнявшись в росте перед зданием, олицетворяющем политическую власть.

Событиям же на Украине посвящен зал украинского фотохудожника Бориса Михайлова. Его фотографии, сделанные в Киеве, далеки от эффектных репортажей. В них много боли, смелости и отчаяния. Одна серия показывает лицо немолодой женщины, которая корчится от боли, а на финальных кадрах угасает без сил. На другом молодые люди с флагами Украины – их лица стерты, как часто происходит с рядовыми участниками революционных событий. Словом, признанный мэтр Михайлов еще раз подтвердил свою репутацию тонко чувствующего мастера.

Участниками биеннале стали не только современные художники. В экпозицию попали и работы мастера-небожителя Анри Матисса из коллекции Щукина-Морозова, из-за которой многие десятилетия спорят Пушкинский музей и Эрмитаж. В Генштаб переехал в том числе легендарный «Танец». В результате в Зимнем освободилось несколько залов, которые заняли работы Марлен Дюма, Йозефа Бойса и Николь Айзенман. В состав выставки вошли также воссозданная инсталляция Дмитрия Пригова и «Красный вагон» Ильи Кабакова, что еще раз подчеркнуло связь старого и нового искусства на выставке в Эрмитаже. К слову, в самом Зимнем основной проект превращается в настоящий квест – поиск работ участников «Манифесты» в многочисленных залах Зимнего превращается в целое приключение. Самый приятный сюрприз ждет зрителей в зале Аполлона, расположенным за Тронным залом, – там разместилась великолепная картина «Обнаженная» самого дорогого и успешного мастера современной немецкой живописи Герхарда Рихтера.

Словом, основной проект «Манифесты» получился очень контрастным, сложным и ярким. Его логично продолжает параллельная программа биеннале, занявшая здание Первого кадетского корпуса. Читайте о нем в близжайших публикациях. 



Партнеры