Эта норма встретила жесткую критику со стороны деятелей индустрии: от кинематографистов до организаторов фестивалей. В числе тех, кто настаивал на доработке принятого закона был и председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. А известный документалист Марина Разбежкина обратилась с открытым письмом, а по сути — ультиматумом:
«Мы приняли решение: работы студентов и выпускников нашей Школы не будут участвовать в российских фестивалях, требующих прокатное удостоверение для фильмов, созданных без государственной поддержки, на собственные средства молодых режиссеров.
Вероятно наши законодатели не знают, что фестивали, клубные показы, встречи со зрителями в школах, институтах и любых других некоммерческих площадках не имеют отношения к прокату. Значит, надо им об этом рассказать.
Вероятно, об этом не ведает и министр культуры. Надо рассказать и ему.
Вероятно, никто из них не подозревает, что тотальный контроль над художниками называется цензурой. А цензура в нашей стране запрещена Конституцией (ст. 29). Надо им и это объяснить...»
Во вторник, 8 июля, на сайте Министерства культуры появился официальный комментарий, посвященный сложившейся проблеме, из которого можно заключить, что в ведомстве кинематографистов наконец-то услышали:
«Департамент кинематографии Министерства культуры России разделяет обеспокоенность ситуацией вокруг прокатных удостоверений для фильмов, которые не планируются для коммерческого проката.
Действительно, обязательное получение прокатных удостоверений на все без исключения картины и административная ответственность за нарушение этой нормы могут в дальнейшем привести к резкому снижению некоммерческого кинопоказа. В первую очередь — в регионах страны.
Министерство культуры еще раз внимательно проанализирует принятые нормативные акты, их практическое применение и влияние на фестивальную деятельность».