Малевича увековечат как «реального человека»

Однако прах художника так и останется под асфальтом одного из подъездов недавно отстроенного коттеджного поселка

11.07.2014 в 19:39, просмотров: 4044

Завершился конкурс на лучший памятник Казимиру Малевичу, который установят в центре недавно отстроенного подмосковного поселка Ромашково-2. Его победителем стал член-корреспондент Академии художеств Александр Рожников, который предложил совместить в монументе супрематические идеи авангардиста и его реальный портрет. Однако прах всемирно известного художника так и останется покоиться под асфальтом одного из подъездов поселка. Место захоронения мастера было найдено после многолетних поисков незадолго до начала строительства поселка, однако этот факт был проигнорирован.

Малевича увековечат как «реального человека»
Проект Александра Рожникова.

Казимир Малевич, проживший 18 лет в поселке Немчиновка, любил поле, что находится между Немчиновкой и Ромашково. Частенько он сидел там под кронами древнего дуба — писал картины и размышлял об искусстве. Согласно завещанию художника, урна с его прахом была захоронена под тем самым одиноко стоящим дубом. Но время стерло с лица земли и дуб, и деревянный памятный знак, установленный друзьями мастера на могиле. Точные координаты места захоронения удалось определить всего несколько лет назад, хотя поиски шли много лет. Однако, несмотря на все протесты поклонников супрематиста, на поле началась стройка. «МК» писал об этом в 2012 году, когда только шли работы. Но ни подмосковные власти, ни застройщики не пожелали перенести прах художника в другое место и перезахоронить его со всеми почестями, которые, несомненно, заслужил автор «Черного квадрата». Так что прах одного из самых известных отечественных художников ХХ века оказался погребен под асфальтом рядом с одним из подъездов новостройки. Спохватились только зимой, когда на проблему по следам «МК» обратили внимания многие СМИ, и — так уж и быть — внесли корректировки в проект поселка: вместо фонтана, который собирались установить в его центре, решили возвести памятник художнику. Конкурс объявили 1 декабря 2013 года. Теперь стали известны его итоги: лучшим признали проект Александра Рожникова, автора памятников Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Соборной площади коломенского Кремля, Чайковскому в Клину и Екатерине Великой в Подольске. Член-корреспондент Российской Академии художеств соединил в своем проекте супрематические композиции Малевича, его знаменитый «Черный квадрат» и фигуру самого художника, выполненную абсолютно реалистично (ее Рожников копировал с фотографий).

— Мне хотелось показать реального человека, ведь Малевич занимал разные посты, работал в учебных художественных учреждения, и одновременно — великого по своим художественным замыслам мастера, — объяснил скульптор «МК». — 15 мая следующего года, в день памяти Малечича, монумент должен стоять. Времени достаточно, чтобы успеть все сделать.

Именно здесь на самом деле находится прах Малевича. Фото: Александр Матвеев

То, что в местах, которые так любил художник, будет установлен памятник в его честь, конечно, неплохо. Лучше что-то, чем ничего. Местные жители будут хотя бы знать о том, что где-то здесь покоится прах знаменитого супрематиста. Плохо, что воля художника так и осталась не исполненной. Незадолго до смерти, в 1931 году, он написал: «Когда умру, все художники всего мира, и тот, кто меня знает, должны похоронить меня... Да поставить на могиле башню по форме той колонки, что в Третьяковке, с вышкой, в которой будет поставлен телескоп Юпитер смотреть». Архитектон, о котором пишет Малевич, и сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее. Кстати, жюри конкурса выбирало между архитектоном и проектом Рожникова.

Впрочем, даже, если бы выбор пал на архитектон, это бы не изменило ситуации. Малевич ведь грезил об гигантском архитектоне для наблюдения за космосом, а не о маленьком памятнике. Проект, соответствующий завещанию авангардиста, глава некоммерческого партнерства «Немчиновка и Малевич» Александр Матвеев предлагает установить на соседнем поле, которое пока пустует. Вместе с ним ратует за то, чтобы возвести там центр авангарда, где, кроме всего прочего, предлагает организовать исследовательскую лабораторию, которая бы помогла выявить подделки на произведения авангардистов. А это сегодня очень серьезная проблема — авангардистов подделать легче, чем старых мастеров, так что рынок искусства заполонен фальшивками. Туда же, на пустующее поле, человек, положивший много сил на поиски захоронения Малевича, предлагает перенести прах художника. Однако пока не нашлось ни одного инвестора, который бы захотел вложить деньги в художественный центр и профинансировать непростую операцию по перезахоронению. Государство идеей, к сожалению, тоже не заинтересовалось.



Партнеры