— Конкурс проходит уже третий год, — говорит Иван. — И популярность его только растает, в том числе и в России. В первую очередь благодаря победам российских режиссеров. В первый год среди победителей оказался фильм Алексея Нужного «Конверт», и его история казалась уникальным случаем недостижимого успеха, имеющим мало отношения к нашей реальности. А вот «Человек-улыбка» Антона Ланшакова, победившего на следующий год, уже смотрели и обсуждали, кажется, все. И его успех казался уже логичным и понятным. Благодаря Антону и Алексею я тоже заинтересовался конкурсом. Мой друг отлично высказался на эту тему: «Я не удивлен, что ты выиграл. Я удивлен, что ты решился поучаствовать». Давно придумывая истории и пытаясь что-то написать, я долго не мог ничего довести до конца. Ни одна из работ не казалась мне достойной реализации, а плодить посредственность не хотелось. Поэтому, когда жена напомнила мне про Jameson First Shot, я понял, что условия конкурса идеальны в моей ситуации. Формат короткометражного фильма позволяет разом написать историю от начала до конца, не сваливаясь в рефлексию, а ограничение во времени работы заставляет собраться. Кажется, это сработало, чего желаю и всем будущим участникам.
— Говоришь, давно придумывал разные истории. Но при этом ты никогда не учился специально на режиссера?
— Точно. Я родился в городе Зеленодольске, а раннее детство провел в Магадане. В 2002 году, через год после окончания зеленодольской гимназии, поступил на факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Обучение проходил на рекламном отделении. Окончил университет в 2007-м, после учился в аспирантуре. Начиная с 2006-го работал копирайтером в российских представительствах крупных сетевых рекламных агентств. В одном из них работаю до сих пор в должности старшего копирайтера. Параллельно я пытался писать сценарии, причем в самых разных жанрах: от кино и графических романов до игр для мобильных платформ. Но по факту сценарий, с которым я победил в конкурсе, оказался моим первым полностью завершенным проектом.
— Как к тебе пришла идея фильма?
— В толстых умных книгах сценарные гуру учат, что главная задача любого сценариста или того, кто стремится им стать, — наблюдать. Стойка упаковки подарков в универмаге показалась мне крайне любопытным символом. С одной стороны, это средоточие праздника для всех посетителей, но при этом всего лишь рабочее место для той, кто там трудится. Из этого противоречия родилась идея, а образ Умы Турман в качестве главной героини вдохновил на остальное.
— Ну расскажи, какая она — Ума Турман?
— Ума — прекрасная, живая и настоящая. Смелая, раз согласилась сыграть три такие разные и сложные роли в течение недели. Ведь кроме как у меня она сыграла в еще двух фильмах ребят-победителей этого года из ЮАР и США. Ума очень серьезно подходит к работе над персонажем, крайне внимательна к деталям и при этом открыта и дружелюбна — лучшего партнера по съемкам и пожелать нельзя. И конечно, она невероятно талантлива. Если бы не ее великолепная игра, фильм был бы совсем другим. При этом во время подготовки и непосредственно на съемочной площадке Ума меньше всего похожа на селебрити, а только на исключительного профессионала. Мало того что она прекрасно играет и от дубля к дублю пытается раскрыть все новые грани в характере, так еще и старается создавать вокруг себя правильную атмосферу. После дублей ждет режиссерской оценки так же, как любой актер. Вообще, именно благодаря этой открытости и демократичности, мне кажется, все и получилось. Более того, насколько я понял, в Штатах такое поведение — норма, давно доказавшая свою эффективность. В любом случае, с Умой, как, впрочем, и с двумя другими героями моей истории, требовалась лишь совсем небольшая «настройка» персонажей со стороны режиссера. В основном я лишь наслаждался их отличной работой и взаимодействием между героями. А кое в чем с удовольствием прислушивался к их советам и идеям, благодаря чему история получила свою глубину и приятные детали.
— Тарантино случайно не заглядывал к вам на площадку — полюбоваться тем, как его муза выглядит в кадре у молодого русского режиссера?
— Нет, его не было — оно и понятно. Он наверняка занят работой над третьей частью «Убить Билла». К тому же люди Голливуда, как никто другой, знают, как важно разделять работу и личную жизнь.
— А что насчет тебя? Уже пишешь новый сценарий для Голливуда?
— Те, кто говорит, что самое сложное — сделать первый шаг, сильно недооценивают шаг второй. Начало у меня и правда получилось лихое, но дальше нужно стремиться сделать как минимум не хуже. Есть две неплохие истории, возможно, одна из них станет хорошим полнометражным фильмом, а вторая — мини-сериалом. По крайней мере я над этим сейчас работаю.