Историков кино выселяют, чтобы освободить место для Дома приемов?

Сотрудники НИИ киноискусства протестуют против переезда

18.08.2014 в 17:06, просмотров: 3344

18 августа в купеческом особняке XIX века, принадлежащем когда- то Зиминым, собралась горстка историков кино. 1 октября все они - сотрудники НИИ киноискусства - должны освободить помещение в Дегтярном переулке, в самом центре Москвы. Соответствующее письмо получено из Министерства культуры. 

Историков кино выселяют, чтобы освободить место для Дома приемов?

Вернее категоричного предписания выехать нет. Форма выбрана деликатная, фактически предлагается добровольно отказаться от эксплуатации здания. В связи с тем, что планируется ввод в эксплуатацию нового здания ВГИКа на улице Вильгельма Пика, а институт уже три года является его подразделением, и проведением ремонтно-реставрационных работ в здании, являющимся объектом культурного наследия.

Особняк Зиминых был построен в 1896 году с последующими достройками в 1913-1914 годах. Помещение завидное – 574 квадратных метра в самом центре Москвы. В двух шагах от Тверской. С деревянными потолками, лепниной, монументальной мраморной лестницей, расписными стенами, большим подвалом и внутренним двориком с парковкой на 15 автомобилей. Здание, конечно, требует ремонта, но оно не в аварийном состоянии. В ноябре прошлого года НИИ киноискусства отметил сорокалетие. Большая часть его жизни прошла в этих стенах. Руководитель НИИ киноискусства Алевтина Чинарова начала собрание коллектива словами: «Ситуация скверная. Нужно предпринимать решительные меры».

Новое здание ВГИКа, куда планируется переезд, проектировалось до присоединения НИИ киноискусства. Для него там не предусмотрено специальных помещений. Теперь возникает вопрос, куда перевозить архив, библиотеку, фото- и видеотеку. В новом помещение могут выделить пару комнат. Но это не выход из ситуации. Прозвучало предположение, что НИИК могут обязать сдать свои архивы Госфильмофонду, но он находится за чертой города и тоже переполнен.

По сути, отбирается помещение, принадлежащее ВГИКу, а он признан особо ценным объектом. И вопрос о его будущем может быть решен на уровне президента страны и правительства. Такое ощущение, что если ректор Владимир Малышев начнет сопротивляться, то на него быстро найдут меры воздействия. Опытный Кирилл Разлогов, уже переживший крах Российского института культурологии, говорит, что все делается по одной модели. Тех, кто сопротивляются непопулярным решениям, смещают и назначают на их место более покорных. А ведь по мысли Владимира Путина, который посетил ВГИК в 2009 году, этот вуз должен стать научно-образовательным центром.

Что в этой ситуации делать? Сотрудники НИИ киноискусства решили: «Мы можем побороться». Какие способы борьбы имеются в нашем централизованном государстве? Написать письмо царю-батюшке. Только на высшем уровне может быть принято решение. На том и стоим. Собравшиеся задавались вопросом: нужен ли стране институт как таковой, как и гуманитарная наука в целом? Говорили о том, что киноведение уничтожается. Описываемые события происходят в год провозглашенный Годом культуры.



Партнеры