В Петергофе открылась выставка о двух столицах

Петербург и Москва - чудо воскрешения

18.08.2014 в 14:07, просмотров: 2203

Главная тема живописи заслуженного художника России Игоря Семенникова, давнего друга "МК" – образы Москвы и Петербурга конца XIX – начала XX столетия. Выставка картин мастера «Две столицы век назад», которая открылась в музее семьи Бенуа в Петергофе, посвящена Москве и Петербургу столетней давности. На полотнах изображены велосипедисты у Зимнего дворца, празднование 200-летия Северной столицы, едущий вдоль Невы трамвай, парад конного полка, бытовые зарисовки, исчезнувшие соборы и немало сюжетов из жизни двух столиц.

В Петергофе открылась выставка о двух столицах
фото: Сергей Бычков

В музее семьи Бенуа представлено 110 картин мастера: 55 из них посвящены Петербургу и 55 - Москве. Когда Игорь Семенников писал маслом одну из картин, к нему обратились с просьбой проиллюстрировать книгу о Москве 20-х годов – «Город и люди». Художник не стал менять формат работы и создал несколько картин, написанных масляными красками. Потом эти работы перенесли в иллюстративный ряд с помощью компьютерных технологий.Семенников написал восемь картин, посвященнных Москве, а когда книга вышла в свет, понял, что работу по воскрешению прошлого стоит продолжить. Так и появились 68 картин о старой Москве и 73 – о Петербурге. Большую часть этих работ мастер привез на выставку в Петергоф.

Основная тема выставки живописи Игоря Семенникова – образы Москвы и Петербурга конца ХIХ и начала ХХ века, знакомые нам только по фотографиям и отчасти по кинопленке. Художник не только воскрешает давно утраченные образы двух российских столиц, но и воссоздает живую стихию городской жизни – здесь улицы и площади, бытовые зарисовки, городские типы. Дворец Белосельских-Белозерских в Петербурге, знаменитый дом-сказка в Москве, заготовка льда на Неве, благотворительный праздник Белого цветка и автобус с империалом (двойной скамьей на крыше, на котором пассажиры сидели спинами друг к другу, лицом к противоположным сторонам улицы), празднование 200-летия Петербурга и детские игры в московских переулках – вот лишь некоторые сюжеты картин.

«Мы забыли о том, что наше настоящее – это будущее наших предков, - поясняет Игорь Семенников. – Есть такое старое русское слово – «оглядка». Оно означает пристальное внимание к чему-либо, дабы не совершить оплошность в будущем. Мы должны оглянуться и посмотреть, что думали предки о своем будущем. Для этого нужно увидеть их лица на фотографиях. Идущий вперед потеряется, если не знает, откуда он вышел. Мы не можем представить настоящее, но, посмотрев издалека, может представить образ, узнать, что такое настоящая Россия». Художник напоминает зрителю исторические факты, забытые реалии городского быта, литературные образы Москвы и Петербурга. Музей семьи Бенуа в государственном музее-заповеднике "Петергоф" не только сохраняет память о знаменитой творческой династии, но и организует выставки современных художников, работающих в эстетике ретроспективизма, тонко чувствующих поэтику городского ландшафта – того, что связано с художественной традицией группы "Мир искусства" и атмосферой серебряного века.HYPERLINK \l ""

Церемония открытия выставки прошла в холле музея семьи Бенуа.

Стоит отметить, что в музее семьи Бенуа регулярно проходят выставки современных художников, работающих в жанре ретроспективизма. Однако картины о Петербурге, которые написаны москвичом – уникальное явление не только для отдельно взятого музея, но и для всей страны. «Нам эта выставка покажет московский взгляд на Петербург, – отметила директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. – Это замечательное содружество двух крупных столиц».



Партнеры