Как стать виртуальным коллекционером?

ГЦСИ учат вычислять культпроценты и собирать идеи

Коллекционирование — больше чем увлечение, это само по себе искусство. Убедиться в этом можно в московском ГЦСИ, где проходит восьмой Фестиваль коллекций современного искусства. Несколько разноплановых выставок представляют вниманию публики не только произведения отечественных и зарубежных художников, но и новые способы собирательства.

ГЦСИ учат вычислять культпроценты и собирать идеи
Фото: www.ncca.ru

— Не возникло ли проблем с проведением этой выставки, ведь она открылась после введения российских санкций? — с ходу поинтересовался «МК» у куратора Фестиваля коллекций современного искусства Алины Федорович. Как-никак центральный проект феста — выставка из Швейцарии.

— В принципе — нет. На открытии выставки был консул Швейцарии. И наш опыт общения с посольствами показывает, что им не нужны проблемы, они стараются выполнять свою миссию — в данном случае поддерживать культурные связи. Хотя, конечно, политика повлияла на общее положение вещей в выставочном мире. С Польшей ситуация сложнее, чем с Великобританией, — ликвидация перекрестного года означает отмену целевых средств, выделенных на него. Но остаются ежегодные дотации различных фондов.

Но коллекция из цюрихского Музея современного искусства Мигрос, к счастью, доехала до Москвы без проблем. На выставке «Культпроцент» можно увидеть работы таких авторов, как Валентин Каррон, чья инсталляция «Клуб бельгийского мрамора IV» стала одним из знаковых объектов Венецианской биеннале 2013 года, или Памелы Розенкранц, которая представит Швейцарию на том же международном смотре в 2015 году; познакомиться с перформативными объектами Сан Келлер, Фишли и Вайс или видео уже ставших историческими перформансов Хайди Бухер и Романа Зигнера. Но проект примечателен не только выставленными в его рамках произведениями. «Культпроцент» — это еще и название программы музея Мигрос, который за короткие сроки (он существует с 1996 года) смог стать одной из наиболее динамично развивающихся художественных институций Европы. Суть программы в том, что вне зависимости от доходов предприятия-мецената оно ежегодно выделяет на поддержку культурной институции часть оборотного капитала. Отечественным компаниям такое пока только снится.

Впрочем, музейный центр РГГУ станет не только площадкой дискуссий. Там представят выставку «Другое искусство» из коллекции Михаила Алшибая — работы шестидесятников, причем не только того андеграундного периода, но и современные. Проект сменит выставку нонконформистов, собранных другим известным коллекционером Николаем Галочкиным, который завещал свое собрание музейному центру, — оно переедет в Третьяковскую галерею на ПМЖ.

Отдельной главой на фестивале звучат работы из собрания ГЦСИ, который не имеет возможности создать постоянную экспозицию — места на Зоологической улице арт-центру крайне не хватает, и пока не построили большое здание на Ходынке, ГЦСИ на каждом фестивале коллекций показывает проекты из своих фондов.

— В этом году таких выставок две: показываем работы Евгения Чубарова в малом зале и новые поступления, а именно — коллекцию TV галереи, — поясняет куратор. — Чубаров — художник, не слишком известный широкому зрителю, его нечасто выставляют, но очень ценят искусствоведы и другие художники, например Илья Кабаков. Вторая выставка — коллекция TV галереи, которая реконструирована при участии галеристки Нины Зарецкой и самих авторов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру