Музеи готовят сенсации

Главные события арт-сезона — в обзоре «МК»

Грядущий выставочный сезон обещает быть бурным и богатым на сенсации. Музейный календарь расписан очень плотно — в нем нашлось место как концептуальным и идейным проектам, так и звездным показам. Подогревает интерес к надвигающимся премьерам обострение политических отношений с Западом, которое наверняка отразится на иностранных премьерах. Британские власти, например, отказались поддерживать перекрестный год культуры из-за украинских событий, а ведь он в самом разгаре, и большинство музеев, несмотря ни на что, собираются показать шедевры туманного Альбиона в России. О самых ярких грядущих арт-событиях — в материале «МК».

Главные события арт-сезона — в обзоре «МК»
Работа Тихова «В бане» из цикла «Магия тела». Фото предоставлено Третьяковской галереей.

Музеи готовят сенсации

Музеи готовят сенсации

Смотрите фотогалерею по теме

Третьяковка одевает и раздевает

Обычно в Третьяковскую галерею выстраиваются очереди на имена — на классиков Золотого века вроде Левитана или мэтров современности — таких, как Пригов. Однако в ближайшем полугодии ГТГ собирается удивлять публику иными проектами — концептуальными. Откроет сезон выставка шедевров, обладающих уникальным качеством — преображать живописное полотно, оставаясь в его тени. Речь о «нарядах» картин — художественных рамах. Если вы на секунду мысленно «разденете» хрестоматийные полотна, то тут же ощутите значение этого «гардероба». Не случайно мода на драгоценные оправы холстов у каждой эпохи своя: в ней, как в зеркале, отражается дух времени. Если картины ХIХ века «наряжены» в пышные, позолоченные «платья», то «огранка» холстов прошлого и нынешнего столетий более строгая, аскетичная, а иной раз и вовсе обрамляет пустоту или становится частью картины… Проанализировать трансформацию этого малоизученного вида искусства призван проект «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» (10 сентября — 30 ноября), который займет два этажа Инженерного корпуса и внедрится в постоянную экспозицию музея в Лаврушинском переулке, где рамы знаменитых полотен снабдят специальными экспликациями. Выставка станет итогом масштабной работы по реставрации, изучению и каталогизации богатого фонда художественных рам галереи. Тему художественного «гардероба» ГТГ продолжит выставкой «Обложка — лицо книги» (10 октября — 11 января). В экспозиции — более восьмидесяти «бриллиантов» библиотеки музея: от изысканного книжного оформления «Мира искусства» до конструктивистской графики, работ школы Фаворского и художников круга Малевича.

Однако Третьяковка готовится не только к диалогу о значении «платья» в искусстве, но и к разговору об его отсутствии. В два этапа музей покажет обнаженную натуру, что особенно актуально в свете недавних законодательных инициатив, направленных на ограничение показа этого академического жанра детям. Эстетику и поэзию «ню» можно будет оценить на выставках цикла «Магия тела»: сначала (19 сентября) на Крымском Валу представят «раздетую» живопись и скульптуру XVIII–XX веков, а затем (23 октября) в Лаврушинском покажут обнаженную натуру в графике конца XIХ — ХХ века. Особенно требовательным к искусству чиновникам рекомендуем изучить не анатомию моделей, а мастерство ее исполнения на холсте и бумаге.

Несмотря на то что музей в этом сезоне решил не фокусировать внимание зрителя на именах и датах, один юбилей он все же никак не может пропустить. 100-летие одного из крупнейших коллекционеров ХХ века Георгия Костаки ГТГ отметит масштабной выставкой «Выезд из СССР разрешить…». Именно Третьяковке он подарил значительную часть своего собрания — 834 произведения русского авангарда. Другую же его часть после долгих выставочных турне и аукционов купило правительство Греции — она хранится на исторической родине Костаки в Музее современного искусства города Салоники. В экспозиции, которая откроется на Крымском Валу 12 ноября, произойдет воссоединение частей коллекции, и публика сможет узнать, как человек, многие годы работавший посольским шофером и завхозом, смог так глубоко погрузиться в мир искусства и собрать столь масштабную коллекцию шедевров.

Пушкинский переводит стрелки

ГМИИ им. Пушкина начинает сезон с перехода на новый график работы. Теперь в музей ежедневно, кроме понедельника, можно попасть с 11.00 до 20.00 (кассы — до 19.00). Четверг остается продленным — в этот день недели ГМИИ принимает посетителей до 21.00 (кассы — до 20.00). Так что шансы работающих до вечера ценителей искусства попасть на главные премьеры сезона заметно повышаются — а посмотреть будет на что.

К концу сентября музей предъявит проект «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в рамках Года Британии в России, который из-за европейских санкций английские чиновники решили игнорировать. Проверим, не оттают ли они к сентябрю — как-никак у ГМИИ очень тесные контакты с британскими культурными институциями, что подтверждает состав участников грядущей премьеры: Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Британский музей и Лондонская портретная галерея. Впрочем, титаны отечественного музейного мира тоже не останутся в стороне от 160-летия главного английского денди, обладавшего гипнотическим обаянием и столь сильно повлиявшего на русскую культуру рубежа веков. Экспонаты из своих фондов на выставку предоставят ГТГ, Русский и Бахрушинский музеи, а также Музей Большого театра. В экспозиции — книги и автографы Оскара Уайльда, фотографии и архивные материалы, рисунки и серии гравюр Обри Бердслея к пьесе «Саломея», работы русских «бердслеистов» — Константина Сомова и Льва Бакста, Николая Феофилактова и Мисс (Анны Ремизовой-Васильевой), Сергея Лодыгина и Дмитрия Митрохина, а также русские и британские художественные журналы, в которых работали Бердслей и Уайльд.

А в октябре (с 6-го числа) Пушкинский музей перенесет своих посетителей… на Кипр. Впервые ГМИИ покажет широкой публике древнее искусство острова — лучшая часть собрания из фондов музея будет посвящена периоду кипрской архаики (VII — начало V вв. до н.э.). Именно тогда на остров был привнесен колонистами греческий язык, появилось искусство, религия и традиции, тогда же были заложены города, существующие по сей день. Среди более чем 300 экспонатов — монеты, расписные вазы, терракоты и уникальные скульптуры.

Ноябрь же в ГМИИ ознаменуется двумя заметными проектами: выставкой рисунков французских мастеров из венского музея Альбертина (в рамках перекрестного года культуры Австрия — Россия), где покажут лучшие образцы искусства родины Пуссена и Буше с конца XVI до середины XIX века, и нумизматическим вернисажем Translatio Nummorum, ставшим результатом кропотливой работы исследователей древностей из разных стран.

Исторический раскрывает военные тайны и завтракает по-английски

Исторический музей вышел из отпуска раньше всех: вчера там открылся масштабный международный проект, посвященный 100-летию начала Первой мировой войны. От иных выставок о Большой войне, волной прокатившихся по России и всему миру в этом году, ее отличает значительность коллекции, ведь ГИМ начал собирать артефакты Первой мировой еще во время боевых действий, а в августе 1914-го в музее был создан Отдел текущей войны. Однако, несмотря на то, что экспонатов Историческому не занимать, музей для полноты картины дополнит выставку материалами из иностранных архивов: Имперского военного музея (Лондон), Музея Армии (Париж), Баварского музея армии (Ингольштадт), Политического архива МИДа Германии, etc. Так что реабилитация исторической памяти о войне, которая долгие годы считалась позорной и именовалась «империалистической», должна здесь пройти по неординарному сценарию. Тем более что следом за открытием выставки музей предпримет попытку собрать артефакты, сохранившиеся в семейных архивах горожан, — и не только, чтобы собрать дополнительную информацию об этой странице истории, но и чтобы вовлечь современников в ее изучение.

А в декабре Исторический устроит в своих стенах настоящее английское чаепитие и изучит феномен «англомании» в России конца XVIII и всего XIX века, которая отразилась во всех сферах русской культуры и бытовом укладе самых различных слоев общества. В экспозиции — сервизы для императорских дворцов и павильонов (например для царскосельской дворцовой фермы), тарелки с печатным декором, фигурные кувшины «Дядюшка Тоби», полюбившиеся «среднему классу», посуда с эмблемой московского Английского клуба, в общей сложности около 200 предметов керамики в истинно британском стиле, большинство из которых будут демонстрироваться впервые.

ММОМА эпатирует по Дали

Московский музей современного искусства (ММОМА) отметится в календаре самых знаковых музейных событий в октябре, когда фонд Сальвадора Дали «Гала — Сальвадор Дали, Фигейрас» представит там проект «Сальвадор Дали и медиа». Выставка приоткроет загадку всемирного помешательства на искусстве скандального и взбалмошного сюрреалиста. На выставке представят работы художника, созданные специально для различных американских изданий, а также рекламные ролики, в создании которых Дали принимал участие. А ведь именно во время американского периода неистовый Сальвадор снискал мировую славу — самые эпатажные и успешные с коммерческой точки зрения выходки он предпринял именно в США.

В декабре же музей отметит свое 15-летие масштабной выставкой, содержание которой пока держится в секрете.

Мультимедиа Арт Музей привозит звезд

Музей Ольги Свибловой на Остоженке всегда богат на премьеры, но в этом сезоне обещает удивить отборным парадом звезд современного искусства. Энди Уорхол, Пол Маккарти, Марсель Бротерс, Филипп Паренно, Синди Шерман и Луиза Лоулер — это далеко не полный список авторов, чьи работы (живопись, скульптура, инсталляции, фото и видео) из собрания коллекционера Филиппа Коэна войдут в выставку «Чужое время», которая откроется в Мультимедиа Арт Музее 23 сентября.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру