Пушкинский заложил GPRS-камень

Дан официальный старт начала реставрации усадьбы Вяземских-Долгоруковых

29.08.2014 в 17:25, просмотров: 2215

День основания Пушкинского музея теперь вошел в историю дважды. 29 августа впредь будет отмечаться не только как дата закладки первого камня главного здания, но и как официальный старт создания «мусейского городка», о котором мечтал основатель музея Иван Цветаев. Начинается оно с реставрации усадьбы Вяземских-Долгоруковых, которой предстоит переродиться в Галерею искусства старых мастеров. На закладке символического камня в кладку здания побывал «МК».

Пушкинский заложил GPRS-камень
фото: Мария Москвичева

- Сегодня у нас семейный праздник! - начала церемонию директор ГМИИ Марина Лошак и удивительное дело — в этот самый момент тучи разошлись и яркие лучи солнца осветили собравшихся — архитекторов, рабочих, музейщиков и чиновников. - Этот исторический камень был вынут из кладки здания и теперь вернется в нее с табличкой с названием музея и устройством внутри, которое позволит каждому пользователю интернета видеть музей на карте...

фото: Мария Москвичева

Но прежде чем совершить исторический жест и заложить GPRS-камень, присутствующие вспомнили длинный и тернистый путь к осуществлению мечты Ивана Цветаева. В первую очередь, основателя музея, чья рукопись с описанием идеи создания музейного городка была найдено в архивах больше полувека назад. Тогда и началась работа по ее воплощению в жизнь — в 1961 году первое было присоединено первое здание будущего комплекса — Дом Верстовского (Колымажный переулок, 4). С тех пор территория ГМИИ значительно разрослась — сейчас музею принадлежат 11 зданий и 28 построек, которые к 2020 году должны преобразиться в единый арт-кластер. Один из главных этапов создания музейного городка — как раз реставрации усадьбы Вяземских-Долгоруковы, что находился прямо за главным зданием. Это, когда-то величественное, а сегодня совсем обветшалое, здание на рубеже XVIII и XIX веков слыло «сборным местом всех именитостей умственных». Здесь бывали Константин Батюшков и Василий Жуковский. Николай Карамзин жил в усадьбе семь лет — здесь он работал над «Историей государства Российского». В ХХI веке этому зданию суждено стать дом для старинной живописи, которую перенесут сюда из главного здания. Только после этого переезда можно будет приступить к реставрации детища архитектора Романа Клейна. Планируется, что Галерею искусства старых мастеров соединят с главным зданием переходом. Его строительство начнется после окончания работ по замене коммуникаций — а оно сейчас в самом разгаре.

фото: Мария Москвичева

Исторический облик усадьбы, обещаются реставраторы, будет тщательно сохранен, а под ней появится огромные подземные помещения — они будут использоваться для хранения архивов. Будет сохранен и сад, окружающий усадьбу. За помощью в этом деле музей обратился в Тимирязевскую академию.

- Мы очень озабочены тем, чтобы сделать все деликатно, по-европейски. Особенно — парк. Тем более, что здесь есть два исторических дуба. Будем стараться сохраниться все деревья, но, если придется, будем пересаживать с помощью специалистов, - пояснила Марина Лошак.

Бережность отношения к историческим деталям, охранным зонам, которыми вдоль и поперек исчерчена музейная территория — это особенность обновленной концепции развития Пушкинского музея. Не зря в архитектурном конкурсе, завершившимся пару месяцев назад, выиграл проект Юрия Григоряна — самый щадящий к исторической застройки. Григорян обещает пристально следить за реставрацией усадьбы, но все же главная его задача — строительство нового здания. Архитектор рассказал «МК», что окончательный проект реставрационного комплекса в Колымажном переулке будет представлен через два месяца — после того, как закончатся консультации с научными сотрудниками музея. С их помощью будет скорректировано внутреннее устройство будущего здания, в котором, кроме хранилища, разместятся и выставочные залы. Строительство начнется через год, а завершится, предположительно, через три. Что касается самой «больной точки» музейного городка — бензоколонки 1920-х годов — то ее судьба все еще под вопросом. «Бензаколонка — это исторический курьез и не исключено, что она нас всех переживет. Мы предложили сохранить ее на том же месте. Но у музея на эту территорию пока отдаленные планы. По-моему, если уровень реставрации будет невысокий, то ее точно нужно сохранить», - сказал «МК» Григорян.

В завершении церемонии сказала свое слово президент ГМИИ Ирина Антонова, которая и задумала осуществить идею Цветаева и много сил отдала переустройству музея:

- Мы шли к этому много лет. И будем откровенны — музею здорово мешали. Но сейчас все становится лучше. Думаю, старой живописи здесь будет хорошо. Хочу напомнить, что это день связан не только с датой начала строительства музея. Символично, что Иван Цветаев ушел из жизни 30 августа, на один день пережив 15-летие основания музея. Но его музей живет и помнит о нем, как и мы.

После этого камень занял свое законное место в кладке исторической усадьбы.