Венецианский кинофестиваль: русские под Полтавой опять разгромили шведов

Кто убил Пазолини?

04.09.2014 в 18:14, просмотров: 4351

В субботу завершится 71-й Венецианский кинофестиваль. Среди претендентов на главную награду «Золотой лев» — российская картина «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского.

Венецианский кинофестиваль: русские под Полтавой опять разгромили шведов
фото: en.wikipedia.org
Уиллем Дефо.

Однако с первого дня в рейтинге зрителей лидирует «Бёрдмен» мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту, освоившегося в Голливуде. Исполнитель главной роли Майкл Китон вполне может претендовать на награду за лучшую мужскую роль. У него есть сильный конкурент в лице Аль Пачино, тоже сыгравшего пожилого человека со своими комплексами в картине «Манглхорн» Дэвида Гордона Грина.

Абель Феррара представил фильм «Пазолини» (Италия, Франция, Бельгия) о последних днях жизни выдающегося итальянского кинорежиссера Пьера Паоло Пазолини с 59-летним Уиллемом Дефо в главной роли. В 2011-м они вместе представляли в Венеции картину о конце света «4:44. Последний день на земле». И вот добрались до иконы мирового кино, который был зверски убит в 54-летнем возрасте. Произошло все близ Рима в ноябре 1975-го при загадочных обстоятельствах. В деле фигурировал 17-летний парень, занимавшийся проституцией. Рассматривалась и неофашистская версия, но кто истинные виновники преступления, до сих пор тайна. Как и то, насколько связана гибель режиссера с гомосексуальными наклонностями Пазолини.

Если в мае в Каннах смаковали сложную сексуальную жизнь знаменитого кутюрье Ива Сен-Лорана, то теперь под прицелом оказался киногуру не только итальянского, но и мирового кино. Феррара не выдвигает новых версий. Показывает жизнь: Пазолини пишет сценарий, посещает дом матери, снимает молодого и неопытного парня, у которого есть девушка, но нет денег, чтобы водить ее на танцы. Они приедут на пустырь, и, собственно, ничего еще между ними не произойдет, как появятся отморозки и забьют Пазолини до смерти. Так бесславно закончится жизнь гения. Все это уложилось в полтора часа. Коротко и неясно — для чего все это затевалось.

Одна из лучших лент в конкурсе — абсурдистский фильм «Голубь сидел на ветке, размышляя о жизни» шведского классика Роя Андерссона, который не снимал семь лет и теперь завершил свою знаменитую кинотрилогию. Начинается все со свиданий со смертью под разными номерами: кто-то уходит в мир иной, открывая штопором бутылку, кто-то отдаст концы в столовой. В бар новейших времен въезжает на коне надменный шведский король Карл XII. Он направляется с войском в Россию, уверенный в быстрой победе. В баре ему понравится молодой человек, и он погладит его руку. А потом монарх вернется, не в состоянии самостоятельно дойти до туалета, уже после того как шведы будут разбиты под Полтавой. Сделано это смешно и виртуозно. Времена перемешаны, но природа человека неизменна. Парочка героев — Дон Кихот и Санчо Панса наших дней — приторговывают масками уродцев и зубами вампиров.

К теме Дон Кихота и Санчо Пансы обратился и 105-летний португальский классик Мануэль ди Оливейра. В Венецию он не приехал, но его 17-минутный фильм «Старик из Рештелу» показали вне конкурса. Несколько лет назад в возрасте почти 100 лет Оливейра посетил фестиваль. Тогда он иронично сказал, что прекрасно понимает людей, которые специально приходят поглазеть на человека, дожившего до такого почтенного возраста и что-то пытающегося делать. Его герои как в плохом театре — в избыточном гриме, с нееестественными манерами. А безумный Дон Кихот продолжает сражаться с ветряными мельницами, как и сам Оливейра с плохо поддающимся ему кинематографом.

Экзотический японский фильм «Ноби» Синьи Цукамото рассказывает про ад войны — в 40-е годы прошлого столетия японские солдаты оказались на Филиппинах. Фонтаны крови, оторванные конечности на фоне экзотической природы производят впечатление. Истощенные люди готовы съесть товарищей и вывалившиеся внутренности собственного израненного тела. Кошмар снят по-своему красиво.

Еще одна картина, которая может претендовать на главные награды, — «Красная амнезия» китайского режиссера Вана Сяошуйа, отсылающая к временам культурной революции. Пожилая вдова оказывается на территории фабрики, где она в молодые годы трудилась. Из пустых окон несутся русские песни на китайском языке, которые до сих пор там любимы. Их, правда, слышит только она. Фильм рассказывает о том, как молодой человек убивает одиноких стариков, но эту старуху оставит в живых, а почему — она узнает, вернувшись туда, где осталась ее молодость.

В «Зала Гранде», где проходят самые важные премьеры, на турецкой ленте «Сивас» еле-еле наполнили центр партера. Нас просили сесть так, чтобы создать видимость присутствия. Но закончилось все великолепно благодаря 11-летнему исполнителю главной роли, который своим эмоциональным поведением, приветственными жестами в сторону публики буквально разогрел зал.

В инновационной программе «Горизонты» — «Цимбелин» Майкла Алмерейда (в начале 90-х он экранизировал «Героя нашего времени» Лермонтова) — современная адаптация поздней пьесы Шекспира, действие которой перенесено в современный Нью-Йорк. Представлять картину приехали выходцы из СССР — Милла Йовович (родилась в 1975 году на Украине) и Антон Ельчин (сын фигуристов Ельчина и Кориной, родившийся в Ленинграде в 1989 году и в полугодовалом возрасте вывезенный в США). Ажиотаж по случаю премьеры напомнил былые времена Венеции, за которыми теперь не угнаться.



Партнеры