Москве напомнили язык бульдозеров

Спустя сорок лет в Беляеве вновь показали «другое искусство»

16 сентября 2014 в 19:57, просмотров: 2166

Молодой человек… облизывает трактор. Долго — не меньше часа. От фар до кабины и крыши. Таким необычным действом открылся вернисаж, посвященный событию, которое 40 лет назад «облизали» буквально все иностранные СМИ. 

О разгоне выставки нонконформистов в Беляеве не говорил только ленивый. Резонанс «бульдозерной выставки» был настолько велик, что советской власти уже через две недели пришлось разрешить вернисаж «другого искусства» в Измайлове, который вошел в историю как «полдня свободы». Репортер «МК» убедился, что сегодня вопрос о свободе творчества остается открытым.

Москве напомнили язык бульдозеров
фото: Мария Москвичева

— И как трактор на вкус? — интересуюсь у Никиты Спиридонова, исполнителя «языкастого» перформанса, который называется «Газеты читать надо, там все написано». На месте трактора, понятное дело, должен быть бульдозер — главное «орудие» разгона легендарного вернисажа, — но его не отыскали.

— На вкус он был как все, что лижется, — отвечает художник. — Вообще это первый мой опыт с лизанием, и довольно неожиданный. Сам перформанс представляет собой оперирование к довербальному опыту. Именно поэтому художник имеет дело с лизанием, то есть с тем, что предшествует вербальной интерпретации. Это с одной стороны, с другой — это своеобразный оммаж, дань событиям, которые произошли 40 лет назад. Это иной ракурс — через сенсуальное, чувственное переживание истории и ее атрибутики.

Никита, как и другие молодые художники, которые приняли участие в юбилейном вернисаже «Свобода есть свобода» в галерее «Беляево», имеют свой взгляд на те события. По его мнению, оно «не обладает художественной ценностью», а организаторы акции «стремились сделать международную карьеру». А другой художник, Александр Саленков, уверен, что «бульдозерная выставка» должна стать для общества напоминанием об опасности централизованного управления культурой, особенно в свете недавних законопроектов. Еще один автор, Иван Исаев, тоже считает, что опыт нонконформистов пригодится современному поколению, потому как сегодня существует «тенденция к ужесточению».

Из истории вопроса: 15 сентября 1974 года группа нонконформистов, не имевших возможности показывать свои работы в галереях и музеях из-за цензуры, собралась на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, чтобы выставить свое искусство. Только они приготовились распаковать полотна, как некие люди с саженцами, которые уже поджидали художников на пустыре, вместе с подоспевшими сотрудниками милиции начали вырывать у них картины, бить резиновыми дубинками и обливать водой из «поливалок». Потом в ход пошла тяжелая техника — бульдозеры. Остатки холстов уничтожили огнем, а собравшихся — не разбирая, где художник, где зевака — увезли в милицию. Художники готовили акцию несколько недель, а решались на нее не один год — за такое могли посадить в тюрьму надолго. «Бульдозерная выставка» стала первым социальным протестом художников в СССР.

Свое видение событий 1974 года в галерее «Беляево», что в двух шагах от места, где и случился скандальный вернисаж, представили несколько десятков молодых авторов в виде произведений и видеопосланий о значении «бульдозерной выставки». Отдельный зал посвятили работам самих участников «бульдозерной выставки». Показали, конечно, не те картины, что были на легендарном вернисаже, а работы того времени. Оскар Рабин, Валентин Воробьев, Лидия Мастеркова, Виталий Комар, Владимир Немухин и другие — все они сегодня признанные мэтры и в большинстве своем живут за границей, потому как вынуждены были эмигрировать. Особую инсталляцию к юбилейному вернисажу подготовил Игорь Шелковский, художник и издатель журнала «А–Я», который, как и многие, после показательного ареста вынужденно уехал из СССР. Коллаж из выпусков «А–Я» с авторскими пояснениями красноречиво иллюстрирует ситуацию со свободой слова и самовыражения, которая сложилась в годы «оттепели» в СССР.

Проект получился дискуссионный и документальный. А главное — показательный. Ведь несмотря на опасения современных авторов, в наше время они спокойно могут облизать трактор, обмотать его скотчем, сыграть авангардный концерт на улице (что и произошло) и остаться на свободе.





Партнеры