Ярославль превращается в русский Эдинбург?

На Волковский фестиваль москвичи едут косяками: билеты на порядок дешевле

17 сентября 2014 в 16:55, просмотров: 3814

...Без всякой пышной рекламы, криков Ярославль (а конкретно — его главный драмтеатр) довел свой Международный Волковский фестиваль до очень приличного уровня: программа уже XV форума (который открывается 18 сентября) более чем насыщенная, билеты полностью сметены, а главное, радует не только география гостей (это театры из Венгрии, Японии, Литвы, Германии, Дании, Хорватии), сколько география зрителей, приезжающих в Ярославль из Москвы (чуть больше трех часов на «Сапсане»), Костромы, Рыбинска, Владимира, Вологды. А мотивированность людей — программа Волковфеста — дорогого стоит.

Ярославль превращается в русский Эдинбург?
Сцена из спектакля «Война». Фото предоставлено пресс-службой театра

В этом году фестиваль открывается российской премьерой спектакля «Война», ранее показанного в Эдинбурге и являющегося копродукцией Чеховского и Эдинбургского театральных фестивалей в сотрудничестве со студией SounDrama. Экстремальная «Война» поставлена Владимиром Панковым по произведениям Гомера, Олдингтона и Гумилева. Перед началом пройдет церемония вручения трех правительственных премий им. Федора Волкова: две достаются театрам — Рязанскому кукольному и Пермскому ТЮЗу, а третья — лично Михаилу Бычкову, основателю и худруку Воронежского камерного (все эти театры привезли на форум свои лучшие спектакли).

Об особенностях Волковфеста-2014 нам рассказал директор Ярославского драмтеатра Юрий Итин.

— Ох, только завершилась монтировочная работа, — рассказывает «МК» Юрий Константинович, — «Война» — чрезвычайно сложный спектакль в техническом плане. Мы только вчера ввели в строй Основную сцену — там меняли все осветительное и звуковое оборудование. Два лета этим занимались — модернизировали механику, сценический планшет — и вчера представители SounDrama были приятно удивлены качеством звукового оборудования, сказав, что этим мы выгодно отличаемся — если и не от европейских столиц, то по крайней мере от иных крупных городов точно.

— То есть ваш эпохальный ремонт завершен?

— Осталась мелкая косметика внутри, и еще... поменяем кресла. А здание, начинка, кровля, чердак, барельефы, фундамент, прилегающие территории — все закончено.

— А вот чем недавно хвастал Большой театр: они взяли и честно убрали неудобные места, с которых почти ничего не видно. У вас как по этой части?

— У нас тоже есть такие места (их порядка шестидесяти), это исторически сложилось, думаем — что делать. Посоветуемся с учредителем, с министерством. Уже в этом году проблему решим.

— Чем фестиваль этого года отличается от предыдущего?

— Главные принципы таковы: во-первых, мы привозим театры, получающие Волковскую премию (исключительно региональные коллективы), во-вторых, никогда прежде мы не приглашали полноценную оперу, а сейчас даем «Фауста» Гуно Новосибирского театра оперы и балета.

— И как же он встал на вашу сцену?

— Вот-вот: известно, что в Новосибирске самая большая сцена среди европейских, больше нашей в два раза. И в программке мы указываем «Фауста» как концертную версию только из-за того, что до нас доехали не все декорации — они бы просто не поместились. Что до исполнителей — их 160. И оркестр, и хор, и солисты — ровно в том виде, в каком это идет в оригинале. Тут «усушки» никакой.

— А что до зарубежных участников?

— Вот сейчас мы занимались тем, что перед театром вывешивали восемь флагов. Например, уже второй раз привозим замечательного литовского режиссера Оскараса Коршуноваса с его 3-часовой «Чайкой», победившей на нескольких фестивалях и объездившей кучу стран. В общем, политика такая: показать все лучшее, что есть в стране и в мире. Но одно условие: ни один иноземный спектакль не должен был раньше показываться в России, поэтому и японскую «Чайку» театра «Читен», и хорватский «Вишневый сад» режиссера Вито Тауфера никто здесь прежде не видел.

— Это очень здорово, что за счет немаленького калибра иностранных участников Волковский форум уже вырос из сугубо ярославского масштаба.

— Естественно, ведь такую цель мы и ставили перед собой. Благодаря логистике, скоростному поезду к нам очень много московских зрителей приезжает (не только критиков): ведь «Войну» они в столице увидят в лучшем случае только через год! Но главное, у нас собирается зритель из Иванова, Череповца, Вологды, Костромы — Ярославль стал театральным центром всего региона.

— Билеты доступны?

— Конечно. Ярославль хоть и близко от Москвы, но средние зарплаты здесь — 23 900 рублей. Что и сказывается на социально ориентированной ценовой политике. Но билетов уже нет — при том, что спектакли идут, по сути, на четырех сценах Театра им. Волкова (плюс в ТЮЗе). По крайне мере, на прошлый форум мы привозили «Рассказы Шукшина», в Москве на них билеты были до 15 000 рублей, а у нас в партер продавались за 500. В этом году мы чуть-чуть цены подняли, потому что проекты привозим очень дорогие — те же «Война», «Фауст» (сотни исполнителей, несколько фур декораций, логистика, гонорары). А размер господдержки фестиваля не меняется уже несколько лет, даже неловко эту сумму говорить — при таком масштабе мы получаемся чуть больше 5 миллионов.

— И сумма не индексируется год от года?

— Нет. Но планку качества стараемся все равно не уронить. Ярославский форум по определению не может быть проходным. Своей афишей мы приучили нашего зрителя к высокому художественному вкусу. Кроме спектаклей у нас пройдут семинары, в частности, анонсирован разговор об экономике театра со всеми любимым Геннадием Дадамяном — вчера с ним созванивались, очень надеюсь, что он все же приедет (вы знаете, какое несчастье с ним случилось). И как настоящий солидный европейский фестивалей мы обзавелись off-программой — в этом году мы сотрудничаем с детским фестивалем «Гаврош» и покажем датский спектакль для самых маленьких «Творить!» в режиссуре Шарлота Лейдфоджа.



Партнеры