Красные колготки Достоевского

В Санкт-Петербурге проходит I Международный медиафорум

Санкт-Петербург давно мечтает о большом кинофестивале и чтобы был он не хуже московского МКФ. Предпринята четвертая попытка его провести.

В Санкт-Петербурге проходит I Международный медиафорум
Екатерина Мцитуридзе, Александр Сокуров, Михаил Пиотровский с гостями Медиафорума. Фото предоставлено пресс-службой Медиафорума

Несколько лет назад отец-основатель «Кинотавра» Марк Рудинштейн, заручившись поддержкой Андрея Кончаловского, пытался организовать Санкт-Петербургский международный кинофестиваль на Дворцовой площади. Ничего из этого не получилось. Хотя тогдашняя глава города Валентина Матвиенко была только «за». Восстал Михаил Пиотровский, которому не нравилось соседство фестиваля с Эрмитажем, поддержали его киномэтры Сокуров и Герман. Да и Никита Михалков серьезно поговорил с Валентиной Матвиенко, сделал все, чтобы брат не стал его конкурентом на фестивальном поприще и не возглавил альтернативный московскому санкт-петербургский кинофорум. В общем, все вместе Рудинштейна с Кончаловским победили.

Но фестиваль все же был организован, правда, другой командой. А его главным лицом стал Алексей Герман. Этой дирекции проработать долго не удалось. Прошло три года, и пришли новые идеи и люди, забрезжила бредовая идея слить в один поток все имеющиеся питерские фестивали. Их и провели скопом и с новыми руководителями. Главенствовал тогда Санкт-Петербургский международный фестиваль, программа которого включала игровые картины. В новом составе провели только два фестиваля, и все. Но опять кому-то что-то не понравилось. В очередной раз всех убрали. И вот теперь пришла московская команда, а вместо привычного кинофестиваля организовали медиафорум, руководит которым Екатерина Мцитуридзе. Ее поддержал Александр Сокуров.

Александр Сокуров на звездной дорожке Медиафорума. Фото предоставлено пресс-службой Медиафорума

Программ в нем много, есть что посмотреть. С понедельника начнется деловая часть, а началось все со зрительских программ. Но поражает то, что зритель в Петербурге, извините, убитый. Ему чего и предложи — он в кинотеатр не пойдет. Уж каких только фестивалей здесь не проводится, и никакого толку. Ни «Послание к человеку», на котором не раз доводилось бывать, ни «Виват кино России!», ни первоклассные смотры скандинавских стран дела не спасали. Вот и теперь полных залов не собирают даже заведомые хиты. Что уж говорить про изысканные программы вроде северокорейского кино.

Между тем приехали на медиафорум замечательные люди. Обладатель «Золотого леопарда» фестиваля в Локарно филиппинский режиссер Лав Диас лично представил картину «От предшествующего», основанную на реальных рассказах его соотечественников. Она отсылает к событиям 70-х и длится 338 минут, то есть чуть меньше шести часов. Это, конечно, подвиг — осилить такой формат. Диас рассказывает о тех местах, где когда-то вырос. Его черно-белая картина наполнена такими шорохами и звуками, от которых современное кино давно отвыкло. И хотя на Филиппинах круглый год ярко светит солнце, графичность изображения и отсутствие ярких красок кажутся Диасу самыми выразительными средствами. Складывается ощущение, что в картине нет актеров, а задействованы жители филиппинской деревни, переживающие ужасы пожара, убийства коров и людей. Но это иллюзия: работают профессионалы. Картина выдвинута Филиппинами на премию «Оскар». Лав Диас, кстати, увлечен Достоевским, как и другие участники медиафорума. Возможно, Федор Михайлович и привел их на берега Невы.

Еще один любитель Достоевского — французский режиссер Бенуа Жако, представлявший фильм «Три сердца» с участием Катрин Денев и Шарлотты Генсбур. С экранизации Достоевского он когда-то начинал свой путь в кино. Да и мечтать о нем начал параллельно с погружением в Достоевского. «Когда я знакомлюсь с русскими женщинами и мужчинами, то невольно ищу в них князя Мышкина, Настасью Филипповну, Раскольникова, хотя давно понял, что не все русские — Раскольниковы, — рассказал Бенуа Жако. — Моя мама родом из Латвии. Она происходит из аристократического рода. В детстве в ее семье разговаривали на французском и русском языках. Возможно, отсюда мой интерес к русской душе». Пока же его все больше расспрашивают о Катрин Денев, не раз снимавшейся в его картинах. У Жако репутация режиссера, умеющего работать с актрисами. А снимались у него Изабель Юппер, Кьяра Мастроянни, Изабель Аджани. Жако считает, что не Ларс фон Триер повлиял на Денев и Генсбур, а они на него. И пока Жако размышляет о Достоевском на экране со Скайпом и эсэмэсками, его соотечественник Поль Веккиали уже отправил Федора Михайловича в наши дни. В его картине «Белые ночи на причале», снятой по мотивам «Белых ночей» Достоевского с использованием цитат из «Записок из подполья» и «Идиота», герои обитают на французском курорте и разговаривают по мобильному телефону. Веккиали создает портрет самого Достоевского и назвал героя фильма Федором. Ему трудно найти женщину, которая бы его понимала, тем более что он мазохист. Федор знакомится с весьма зрелой на вид девушкой Наташей. Она в агрессивных красных колготках и исполнит ему странный танец. Поль считает: «Достоевский — универсальный автор, и нет никаких сложностей в его переносе в современность. Он тот писатель, которого легче всего адаптировать в кино». Веккиали снимет в самопровозглашенной им эстетике «Антидогмы». Он говорит, что никаких догм в искусстве быть не должно. Оно свободно. Любая догма — ложь. Так что ее проповеднику Триеру досталось в очередной раз. Сам Веккиали снимает быстро при помощи того, что есть под руками, — на телефон, фотоаппарат, на пленку. Монтирует иногда за пару дней. И очень ценит Тургенева, который, по его словам, тоже хорошо адаптируется к современности. После знакомства с Санкт-Петербургом Полю Веккиали захотелось экранизировать его «Первую любовь», причем в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру