В Женеве оценили фильм о Ленине

Швейцарские зрители побывали в Горках и постсоветской провинции

В Швейцарии завершился II фестиваль «Kino. Фильмы из России и не только». Проходил он Женеве и Лозанне.

Швейцарские зрители побывали в Горках и постсоветской провинции
Иван Твердовский-младший у памятника Чарли Чаплину близ Женевы

Фильмы, снятые на постсоветском пространстве, представленные помимо России еще семью странами, как раз подходили под категорию «и не только». Представлены они кинематографистами Армении, Украины, Казахстана, Эстонии, Литвы, Грузии и даже Молдовы, кинопродукция которой практически отсутствует на фестивальном пространстве. Швейцарской публике не очень знакомо и российское кино. Поэтому арт-директор фестиваля — кинорежиссер Елена Хазанова - и попыталась расширить границы познания. По ее мнению, благодаря фильмам, как раз и можно узнать, чем люди живы, не по новостям же об этом судить. И если год назад в Женеву приезжала «тяжелая артиллерия» в лице Никиты Михалкова, Павла Лунгина, Валерия Тодоровского, то теперь привезли самый разнообразный кинематографический народ, от мэтра Александра Адабашьяна до 26-летнего Ивана Твердовского. Посетили Женеву актриса Юлия Снигирь, режиссер Михаил Сегал с «Кино про Алексеева», Александр Балуев и Вера Глаголева с фильмом «Две женщины», Владимр Мирзоев с «Борисом Годуновым». Он также встречался со швейцарскими актерами, поделился с ними собственны методом работы в театре. Проблемы актерского мастерства обсуждались и на «круглом столе», посвященном наследию Станиславского. Говорили о том, как его система применяется на практике и почему она не нашла такого широкого распространения в Швейцарии по сравнению с США.

Показали в Женеве и программу для детей — российскую анимацию, игоровой фильм «Страна хороших деточек» Ольги Каптур. Фильмов было много, очень разных, в том числе и не заезженных. Да и премьера «Горько-2» состоялась в Лозанне гораздо раньше московской. Оценивало эту пеструю программу два жюри. Одно отвечало за игровые картины. В его состав вошли: швейцарская актриса Марта Келлер, журналист Ги Меттан, Жан Перре, в разные годы трудившийся на фестивалях в Локарно и Нионе, актриса и директор театральной школы Натали Ланнюзель. В этом году и документальные картины оценивало жюри, в которое вошли: журналист Анн Нива, в свое время работавшая в Москве и даже нелегально выезжавшая в Чечню в 1999 году, чтобы лично встретиться с местными жителями и солдатами, тележурналист Жан-Филипп Рапп и режиссер документального кино Стефани Аргерих.

То и другое жюри присудило основные призы не одной, а сразу двум картинам, что говорит, как о качестве представленных работ, так и о бурных эмоциях, которые они, очевидно, вызвали. В категории «Лучший игровой фильм» отмечены картины «Слепые свидания» Левана Когуашвили ( он - ученик Марлена Хуциева во ВГИКе) и «Керту» Ильмара Раага из Эстонии. Леван снял картину, пронизанную постсоветскими рефлексиями, о сорокалетних мужчинах, так и не нашедших своего места в постсоветской действительности. Ильмар Рааг рассказал о жизни провинциального местечка, где дочь живет с деспотичным отцом и пытается справиться с одиночеством.

Приз за режиссуру тоже раздвоился. Его поделили дебютанты Иван Твердовский-младший с жестким фильмом про подростков, загнанных в «Класс коррекции» и Нагина Сайфуллаева с картиной «Как меня зовут», снятой в Крыму, еще до всем известных событий, куда приезжают юные москвички отдохнуть, а заодно и разыскать отца одной из них. Спецпризом наградили «Дурака» Юрия Быкова, в августе участвовавшего в конкурсе фестиваля в Локарно, где «Серебряным леопардом» заслуженно отметили актерскую работу Артема Быстрова.

Жюри документального конкурса высоко оценило работы учеников Марины Разбежкиной. Она и сама наравне с ними участвовала в конкурсе с фильмом «Оптическая ось», основанном на фотографиях знаменитого нижегородского фотомастера Дмитриева. Главную награду поделили ее ученица Дарья Хлёсткина с «Последним лимузином» о легендарном ЗИЛе, и украинский режиссер Валентин Васянович с «Сумерками» о тереяющем зрение человеке и его 82-летней матери. Второй ученик Разбежкиной Аскольд Куров полчил приз за лучшую режиссерскую работу в документальном кино. Он представлял картину «Ленинленд», снятую в музее Владимира Ильича в Горках. Дискуссия со зрителями коснулась самых разных вопросов, впплоть до ситуации с украинским режиссером Олегом Сенцовым, который до сих пор находится в московской тюрьме. Да и Ленин не совсем чужой человек для Швейцарии. Спецприз вручили Алене Полунина за картину «Непал Форева», где она просмеяла питерских коммунистов, отправившихся поддержать своих единомышленников в Непале.

Совершенно предсказуемо приз зрительских симпатий достался Евгению Шелякину за дебютную комедию на тему национальных отношений «Ч/Б».

Ретроспективу российско-советского кино выстроили так, чтобы по ее фильмам можно было проследить путь героя в нашем кино. Представлял ее генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров. Швейцарская публика увидела на большом экране «Броненосец «Потемкин» Эйзенштена, «Летят журавли» Калатозова, «Сорок первый» Чухрая, «Солярис» Тарковского, «Осенний марафона» Данелия и даже «Асино счастье» Андрея Кончаловского. Так что была возможность в ретроспекции оценить путь режиссера, его недавнюю работу с непрофессиональными артистами в картине «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», открывавшей фестиваль, где тоже снимались простые деревенские люди.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру