Как удобрения превращаются в миллионы

«МК» узнал судьбу картины Серова, наделавшей шума в Лондоне

25.11.2014 в 18:29, просмотров: 45255

«Русская неделя» в Лондоне началась с сенсации — мирового ценового рекорда картины Валентина Серова «Портрет Марии Цетлин». Он затмил остальные продажи, тем более что их было не так много. В то время как вечерний аукцион Sotheby’s собрал 5 млн фунтов (из 37 предложенных лотов продано 12), на дневных торгах Christie's одно только полотно Серова ушло за 9,25 млн фунтов (всего продано 57% лотов, выручка — более 20 млн фунтов). Сенсационная слава «Моны Лизы из Рамат-Гана», как окрестила картину мастера израильская пресса, началась еще до «Русской недели».

Как удобрения превращаются в миллионы
Горячие страсти на аукционе в Лондоне. Фото: предоставлено организаторами.

Картина, сделавшая кассу Christie’s, в 1959 году была дарована Марией Цетлин городу Рамат-Гану (близ Тель-Авива). Строгая красавица, которую написал Валентин Серов за год до смерти, в 1910-м, тогда специально приехала из Нью-Йорка, чтобы передать коллекцию. Ей было 77. Современники вспоминают ее как очень энергичную и темпераментную даму, к тому же весьма образованную.

СПРАВКА "МК"

Мария Тумаркина (Цетлин) — дочь московского ювелира. Участвовала в революции 1905 года, была арестована. Первый брак — с министром временного правительства Николаем Авксентьевым, членом партии эсеров, как и она. В эмиграции жила несколько лет в Рамат-Гане. Получила степень доктора философии. Вышла замуж за Михаила Цетлина, поэта, прозаика и издателя, с которым вместе выпускала литературный журнал «Окно» в Париже в 20-е годы. Умерла в возрасте 94 лет.

Вместе со своим портретом Мария Цетлин передала городу еще порядка 95 картин — работы Леона Бакста, Максимилиана Волошина, Филиппа Малявина, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой. Активисты, протестовавшие против продажи «жемчужины» собрания, утверждают, что в нем находится четыре гравюры Рембрандта.

«Коллекция русских художников, дарованная Рамат-Гану, лежала на складе удобрений, была разграблена, а потом малая его часть была размещена в безвестном музее. Теперь муниципалитет продает важнейшую работу коллекции с молотка», — били тревогу организаторы общественного протеста, члены молодежной группы «Полуторное поколение», накануне аукциона. Дело в том, что Музей русского искусства им. Михаила и Марии Цетлиных делит здание с Музеем Востока и выставляет лишь малую часть коллекции. Так что местные жители узнали о продаже за несколько недель до аукциона.

Мэрия города, впрочем, не вняла активистам и продала картину, выручив за нее сумму, превзошедшую самые смелые прогнозы. В соцсетях, где широко обсуждалась эта история, действия музея приравняли к «акту вандализма». Впрочем, сделка не противоречит израильским законам. Это из России вывезти картину старше ста лет нельзя — пока по крайне мере не отменен этот закон. Из Израиля можно. Мэрия отмалчивается, не реагируя на протесты, только обещает пустить деньги на развитие музея.

«В этой истории с картиной есть одна этическая проблема, — считает скульптор из Тель-Авива Андрей Куманин. — Факт продажи картины музеем превращает картину в товар, а музей — в торговое предприятие. Обязанность любого музея — это сохранение картины и коллекции. Мэр Рамат-Гана, видимо, этого не знал или забыл, ослепленный ценой картины».

Успешная продажа картины Серова, впрочем, не умаляет значения остальных. Другим топ-лотом Christie`s стал «Портрет Александра Тихонова» кисти Юрия Анненкова. Он интересен не только мастерством автора, но и самой его личностью (Анненков — видная фигура Серебряного века, он писал Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Льва Троцкого и еще десяток гениев ХХ века). Картина ушла за 4 млн фунтов стерлингов, показав заметный рост в цене. Дело в том, что работа уже дважды выставлялась Christie`s (в 1989 и 2007 гг.) и каждый раз устанавливала ценовой рекорд на произведение. Так произошло и сейчас.



Партнеры