Юрий Назаров: «Единственное, за что меня терпят, так это за совесть, которую я берегу»

Не актерский актер

На VII Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и Авангард», проходившем осенью в Оренбурге, актеру Юрию Назарову вручили премию за вклад в киноискусство. Посвящен фестиваль был 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. А Назаров не раз играл тех, кто брал огонь на себя. Писатель Юрий Бондарев, увидев его на экране, сказал: «У меня такое впечатление, словно мы с вами вместе воевали».

А Назаров и в жизни такой — все умеет, все прошел. Был рабочим сцены в театре «Красный факел» в Новосибирске, осваивал целину в Казахстане, работал стропальщиком автокрана. Не актерский он актер. И говорит не о себе, любимом, а о стране, все сводит к политике.

Не актерский актер
Юрий Назаров и Людмила Мальцева. Фото: Борис Кремер

— Что вы за люди такие? Вам награду вручили, а вы не радуетесь. И Александр Митта на фестиваль не хотел ехать, как только узнал, что ему приз за вклад дадут.

— Ну получил. И что? Мне очень долго не давали звания, но я гордился тем, что оказался в компании таких людей, как Василий Шукшин и Ролан Быков, про которых тоже забыли. У нас помнят тех, кто одержимый холопским недугом. Когда подавали бумаги на звание, то меня отодвинули. А я, дурак, не поинтересовался, что да как. Так у меня повелось, что я о своих необыкновенных актерских данных не высокого мнения. Единственное, за что меня терпят, так это за совесть, которую я берегу.

— Человеческую? Профессиональную?

— А разве тут есть разница? У нас человек вчера с чистой совестью звал на линию огня, а сегодня со свечкой в церкви стоит. Разве это нормально?

— Официальное признание вас не интересует. А в чем тогда кураж?

— А кураж такой. Я только вернулся от брата, он живет в Новосибирске. Его сын бизнесом занимается, молодой парень. Он послушал мои рассуждения, и его это заинтересовало — значит, я не полный идиот. У меня свои тараканы. Я, как в сказке, могу закричать: «А король-то голый!». Для меня это самое «освобождение России» было предательством. А началось все, когда мы предали Сталина, а сделал это первым Никита Сергеевич Хрущев. Нам вывернули мозги. И это результат идеологической победы Запада, предательство и могучая работа дьявола.

— Вы очень политизированы.

— Да не политизирован я, просто люблю правду. Теперь вот ребенка 8–9 лет спрашивают: «Кто такой Гагарин?». Он глазами хлопает. Не слышал. Это политика цивилизованного мира такая, чтобы придурковатая Россия знать бы ничего не знала, чтобы Сталин был людоедом, а не спасителем. Вся ложь пошла с антисталинизма. Пока Россия не воспрянет ото сна, не вспомнит, наследником чего является, ничего у нас не будет. Мы рассуждаем на фестивале, что такое Восток и Запад. А при чем тут Восток? Вы посмотрите на репертуар местного театра — там один Запад. Это политика такая. Россия дурная, тупая. Не было у нее ни Пушкина, ни Лермонтова.

— Много колесите по стране?

— Лет двадцать выступаем с музыкально-литературной программой вместе с Людмилой Васильевной Мальцевой (супруга, верная спутница. — С.Х.). И как люди слушают! Да, мы все время в пути. Слава тебе господи, что еще зовут куда-то. Я в бога не верю, но благодарю, что пока еще нужен. Восьмой десяток на излете. За последнее время на БАМ съездили, дважды побывали в Крыму.

— А в кино хоть что-то интересное предлагают?

— В прошлом году мы с Людмилой Васильевной снялись в фильме «Мы с дедушкой» Александра Кулямина — это простая человеческая история. Она напоминает, что если мы не вернемся к совести, правде, то погибнем. Нам повезло с режиссером Куляминым, снимались у него в фильмах «Мы с дедушкой», «Егорушка». Людмила Васильевна там две роли играет — порядочную женщину — колхозницу, а еще стерву-соседку. Палитра у нее богатая. И корову она доила, и соседа выживала. И в сериалах снимаемся.

— Чего от вас сегодня в основном хотят?

— Чего хотят? Нет, мы по такому принципу не живем. Мы такие, какие есть. Не нравится — тогда извините. Я посылал подальше людей, приглашавших меня сыграть генерала, который каким-то лазером или черт знает чем наслал цунами на американский берег. Это вроде как Советский Союз мечтает завоевать весь мир. И это не белиберда, это вражеские выпады. Война идеологий.

— Иногда просто глупость и необразованность.

— Но глупость и необразованность миром правят. Один наш блестящий артист, не буду его называть, в американском фильме за американские деньги играет русского генерала, эдакую сволочь, которая за деньги солдат куда-то там посылает. И два благородных американца спасают мир. Они и в Ираке спасают, и в Украине. Всюду! А мы — сволочи. Это не случайные вещи. Я отказываюсь в таких фильмах участвовать. Есть теория, что Земля может прокормить всего миллиард. А это уже чистейший фашизм только в другой обертке. Я, старый дурак, чувствую движение фашизма. Я за людей и гуманизм. Извините за высокопарные слова.

— Имея такую завидную фильмографию, как у вас, опыт работы с Тарковским, «Маленькую Веру» за плечами, могли бы жить припеваючи. А вы мало того что остались скромным человеком, еще должны выживать.

— Вот именно — выживать, — добавляет Людмила Мальцева, участвующая в нашем разговоре. — Это же дикость. Если бы вы знали, за какие деньги он снимается…

— Молчи! Неприлично говорить. А все потому, что я идиот, советский артист. Есть же корпоративы, где платят деньги. Но ни я им не нужен, ни они мне. А там, где я нужен, денег нет. Довелось как-то выступать в пункте реабилитации. По числу беспризорных детей мы давно перекрыли времена двух мировых войн. Сегодня 11-летнюю дочку мама готова продать за пол-литра водки. И мы выступали перед такими детьми. Я читал им Лермонтова.

— Вы, как только начинаете говорить о России, душу себе рвете. Не бережете себя.

— На печку, что ли, ложиться? Там скучно. Да и болезни тут же задавят, полезут из всех щелей. Такой ужас творится на Украине, а мы будем говорить, какая хорошая сегодня погода? Коммунисты созидали и создали великую державу. И спасли вонючую Европу.

— Ой! Вот так выскажитесь где-нибудь…

— И Европа меня накажет? Ну давайте молчать!

— А кто на вас оказал сильное влияние в кино, перевернул сознание?

— На меня сильное влияние оказал преподаватель истории изобразительного искусства в Щукинском театральном училище. Он помимо искусствоведческих книг советовал нам почитать «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса. «Завидую вам. Такая вам радость предстоит», — говорил он. Никогда я не слышал, чтобы от знакомства с классиками марксизма обещали радость. И она была. Труды Ленина называли философией политического мордобоя. Он так со своими политическими противниками разделывается, что щепки летели. А Энгельс — ласковый, нежный, так разделает какого-нибудь Дюринга, что не знаешь, чьим противником лучше оказаться — Энгельса или Ленина. Почему сегодня у нас царствует вранье? Тут меня поддерживает Федор Иванович Тютчев. Вчера звонил мне, последние стихи прочитал: «Ложь, злая ложь растлила все умы, И целый мир стал воплощенной ложью!.. Опять Восток дымиться свежей кровью, Опять резня…» Что, не похоже? Написано как сегодня. Я бы не стал говорить, что кто-то перевернул мое сознание, скорее, расширил. И тут я за истовое выполнение гениальной заповеди Христа при всем моем атеизме — не сотвори себе кумира. Для меня ни Тарковский, ни Бондарчук, ни Кончаловский, ни Шукшин — не кумиры. Хотя они талантливые люди. Важно достичь чего-то в искусстве, не интригуя, не гадя товарищу, а занимаясь искусством.

— Но в кино работает немало порядочных людей.

— Я больше 50 лет на съемочной площадке: не большинство их. А что, во времена Пушкина не было Булгариных? Кто-то лижет зад и сегодня, а кого-то уважают за то, что он этого не делает. Хотя могут и в морду дать. Холуи не перевелись.

На этом наш разговор прерывается. Юрию Назарову и Людмиле Мальцевой надо срочно ехать на творческую встречу к кадетам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру