Гуляй, шальная императрица

«Екатерина» как история сильных женщин и слабых мужчин

На канале «Россия» прошел сериал «Екатерина» — историческая комедия, притворившаяся драмой. В центре сюжета — треугольник главных героев. Но не любовный, а политический. Елизавета Петровна (Юлия Ауг) — Петр III (Александр Яценко) — Екатерина Алексеевна (Марина Александрова).

«Екатерина» как история сильных женщин и слабых мужчин
Марина Александрова в роли Екатерины

Жанр исторического кино в новейшей истории российского кинематографа — один из самых коварных. В производстве такие фильмы весьма затратны. Как материально, так и душевно — а ну пойди пошей с нуля сотни две костюмов, да чтобы все блестело, горело и переливалось! А зрительское внимание никакие, даже самые титанические усилия, не гарантируют вовсе. Все равно, как ни старайся, до роскошного изобилия тех же «Тюдоров» или производственных мощностей и кровожадности «Игр престолов» нам далеко.

Но даже в условиях жесткой конкуренции с западными сериалами, у наших кинематографистов есть несколько козырей. Первое и самое главное — чрезвычайно богатая история государства Российского, вобравшая в себя бесконечное число драм и сюжетов. Второе — прекрасные российские актеры родом из независимого кино, которые телевизионной публике до сих пор почти незнакомы. И оба этих козыря создатели сериала «Екатерина» на канале «Россия» использовали сполна.

Одно из главных попаданий — Юлия Ауг в роли императрицы Елизаветы. Ауг, которая еще недавно снималась в фильмах Алексея Федорченко и играла в откровенных спектаклях Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», строит полноценный образ матери городов русских. Авторитарная, жесткая, безапелляционная — она одновременно мягкая, гуманная, широкая душой. Актриса внутри одного эпизода мгновенно перескакивает с драмы на комедию — и наоборот. В паре с ней прекрасно взаимодействует еще один пришелец из независимого кино, Александр Яценко, который год назад раскрылся по-новому в сериале Валерия Тодоровского «Оттепель». Его Петр Федорович — персонаж куда более гротескный. Яценко играет персонажа слабого, обреченного, а, следовательно, трагического. Но попутно умудряется — не ломать комедию, не паясничать, а именно как следует повеселиться. Тем самым сочетая не сочетаемое — точь-в-точь как его персонаж, который совмещал увлечения классической музыкой с детской игрой в солдатики.

Но самое мощное преображение выпало на роль Марины Александровой — из манерной прусской принцессы Софии Фредерики с неправдопободным акцентом — в роскошную женщину, которая в силах сразить любого мужчину и совершить государственный переворот. От серой мыши, боящейся лишний раз обронить неверное слово — до шальной императрицы, которая не отказывает себе в удовольствиях, но и о России не забывает. И все это — с огоньком в глазах, щекочущей игривой улыбкой.

И это — та самая интонация, которая компенсирует все ограничение в художественных средствах и сумбурный сценарий, в котором время то тянется невыносимо медленно, то за две минуты экранного времени пролетают два года. Наконец, все неизбежные общие места о вечном величии России и коварстве всего остального мира. Те из внушительного состава актеров, кто избегает (или не догоняет) эту иронию, выглядит в пространстве фильма вдвойне условными. Оловянными, как солдатики Петра III. Впрочем, весь придворный мир России конца восемнадцатого века в этом фильме — пространство максимально условное, театральное. В том смысле, каким представил Россию девятнадцатого века Джо Райта в экранизации романа Толстого «Анна Каренина». С той лишь разницей, что у англичанина это являлось частью замысла, а у русских кинематографистов — производственной необходимостью.

Открыточные виды дворцов: снаружи и изнутри. Белые шапки снега. Розовые рассветы. Алые закаты. Все здесь призвано радовать глаз и отвлекать от сути происходящего. Условен даже вид главных героев: годы летят, а они упорно не хотят стареть. Разве что на щеках Петра III, пережившего оспу, появляются еле заметные шрамы.

Авторы не идут по пути «Тайн дворцовых переворотов». Придворные интриги, предшествовавшие восхождению Екатерины на престол, здесь отходят на второй план. При всем богатстве сюжетных приемов (тут тебе и измены, и заговор, и отравление, и удушение неугодного правителя прямо во время игры на скрипке) «Екатерина» прежде всего — история женщин в мире слабых мужчин. Одни из них слабы, но преданны — вроде возлюбленного Елизаветы, графа Разумовского в исполнении Александра Лазарева-младшего. Другие не очень — вроде алчного дворцового лекаря графа Лестока (Константин Лавроненко). Но какую бы должность они не занимали: от канцлера Российской империи графа Бестужева (Владимир Меньшов) до главы тайной канцелярии графа Шувалова (Николай Козак) — всем им приходится выполнять волю женщины. Самая показательная в этом смысле судьба все того же Петра III. Прожив два десятка лет под каблуком родной тети, он сперва залезет под юбку одной из фрейлин, Елизаветы Воронцовой (Анастасия Королькова), а потом и вовсе будет сброшен с престола собственной женой. Той самой, которая будет править Россией 34 года и которую еще при жизни назовут Великой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру