Музей Маяковского покажет Америку глазами поэта

«МК» узнал, чем живет «Маяк», пока ремонтируется главное здание, и когда откроется легендарная экспозиция на Лубянке

Музей Владимира Маяковского, знаменитый своей футуристической экспозицией, построенной по аналогии с башней Татлина, второй год на ремонте. Демонтаж многоэтажной инсталляции, встроенной в дом в 1989 году, где поэт покончил жизнь самоубийством, проходил драматично. Музейщики опасались, что разобранная конструкция попросту сгниет, ведь директор музея Надежда Морозова (назначенная накануне 120-летнего юбилея «певца революции», в 2013-м) не хотела ее возрождать. Музейщики митинговали, писали мэру и президенту и в итоге добились своего. Морозову сняли, вместо нее назначили Алексей Лобова, а его замом стала Марина Краснова, возглавлявшая «группу сопротивления». О том, на какой сейчас стадии реконструкция и что происходит на других площадках музея, Марина рассказала «МК».

«МК» узнал,  чем живет «Маяк», пока ремонтируется главное здание, и когда откроется легендарная экспозиция на Лубянке

— Первый вопрос о самом волнительном для поклонников творчества Маяковского. Что сейчас происходит в музее на Лубянке? Как продвигаются работы по реконструкции здания?

— Здание уже отремонтировано. Фасад — полностью. Заканчивается ремонт административной части. Предположительно в марте начнется постепенное возвращение фондов на Лубянку. Что касается экспозиции, то здесь мы, безусловно, действуем в соответствии с приказом Департамента культуры, который предполагает восстановление и частичную модернизацию музея. Как отмечалось ранее, мы восстановим экспозицию, использую новые современные материалы, появятся зоны «живого музея», но многое зависит от проектировщиков. Они будут работать в тесной связи с художниками, которые делали экспозиции в 1989 году.

— То есть коммуникации тоже уже заменены на новые, современные?

— Да, большинство коммуникаций уже заменено. К тому же, уже сделаны пандусы для инвалидов во входной зоне, так как все-таки современный музей должен быть доступен и людям с особыми потребностями. До ремонта им сложно было попасть на экспозицию. Сейчас у нас есть возможность это исправить.

— Что такое зоны "живого музея"? Звучит красиво, но как это будет выглядеть на практике?

— Сейчас эта идея находится на стадии разработки. Мы хотим, чтобы прямо на экспозиции появились зоны для свободного творчества или осмысления уже полученной информации. Зоны, где, к примеру, можно сесть и прямо на экспозиции почитать книгу или провести интервью, снять ток-шоу.

— Там же появятся такие популярные сегодня в музейном мире тач-панели и другие мультимедийные технологии?

— Мы безусловно хотим использовать мультимедийные технологии, но открытых тач-панелей в нашей экспозиции не будет. Та мультимедиа, которая появится, будет вписана в общую историю и лишь подчеркнет основные кульминационные точки музейного сюжета.

— В целом музей Маяковского должен остаться таким, каким был до реконструкции? Или нововведения заметно изменят структуру экспозиции?

— Мы хотим, чтобы наш музей стал не просто музейной площадкой, но местом, куда хочется вернуться, где постоянно происходит что-то интересное. Не только в концертном зале, но и на самой экспозиции. И немаловажной частью этой работы является разработка концепции развития музея, над которой мы сейчас работаем. Структурно экспозиции не изменится, но у нас появляются дополнительные площади в подвальном помещении и в мансардной части. Это позволит нам сделать кафе и представить открытое хранение мебели, что, на наш взгляд, может получиться очень интересным, особенно для специалистов. Кроме того, мы хотим выйти за пределы основного здания и освоить городское пространство, ведь в Москве очень много мест связанных с Маяковским. Есть квартира на Красной Пресне. Конечно же, очень хочется вернуть дом Маяковского на Таганке. Сейчас мы осваиваем город с помощью пешеходных экскурсий и открываются совершенно удивительные интересные места. К примеру, Патриаршие пруды у нас традиционно связывают с Булгаковым, но эти места были близки и Маяковскому — он жил какое-то время в этом районе.

— Насколько реально вернуть дом на Таганке, где Маяковский жил с 1926-го по 1930-й годы? Как используется квартира на Красной Пресне? Если удастся вернуть помещение на Таганке, сколько площадок будет в распоряжении музея?

— Квартира на Красной Пресне принадлежит музею, долгое время там хранилась часть нашего библиотечного фонда. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сделать это пространство доступным для посетителей. С Таганкой — сложнее. Но мы уверены, что рано или поздно удастся ее вернуть. На данный момент у нас три помещения: основная экспозиция на Лубянке, квартира в Студенческом переулке, которую музею передала старшая сестра поэта Людмила, и квартира на Красной Пресне.

— Вернемся к музею на Лубянке. Можно ли прогнозировать, когда он вновь откроется для публики?

— Мы, конечно, хотим это сделать, как и было запланировано, в 2016 году и будем очень стараться, чтобы это было именно так. В ближайшие пару месяцев будет проведен тендер, который определит компанию, которая будет проектировать и монтировать экспозицию. Пока она закрыта. Но мы приглашаем всех на наши временные выставки: с 24 января запускаем проект, который позволит музею выйти в парки и в торговые центры. Мы хотим рассказать о необычных фактах из жизни и творчества Владимира Маяковского и обратиться к собственному опыту посетителей. Первая тема посвящена Америке: музей представит "Пять фактов об Америке".

— Каких, например?

— Дело в том, что многие факты, о которых пишет Маяковский, перекликаются с современным ощущением. К примеру, Маяковский пишет: "Страна долларов — это знает каждый ученик первой ступени. Но если при этом представляется та погоня за долларом спекулянтов, которая была у нас в 1919 году во время падения рубля, которая была в Германии в 1922 году во время нарастания марки, когда миллионеры утром не ели булки в надежде, что к вечеру она подешевеет, то такое представление будет совершенно неверным". Мне кажется, у Маяковского точно подмечены особенности Америки и черты американцев. Эти описания применимы и к современной Америке. "В Нью-Йорке, не считая пригородов, 1700000 евреев, 1000000 итальянцев, 500 000 немцев, 300 000 ирландцев,250000 негров, 150000 поляков, 300000 испанцев, китайцев, финов. Загадочная картина: кто же такие, в сущности говоря, американцы и сколько их стопроцентных?". В этом проекте мы как раз и попытаемся понят, какая она — Америка Маяковского, и какие они — американцы, и насколько актуальны высказывания Маяковского сегодня.

— Судя по всему, актуальны. Хотелось бы еще понять, какие настроения сейчас царят в коллективе музея? Как приняли нового директора? Насколько мне известно, сотрудников стало меньше в связи с реконструкцией. Будет ли увеличен штат, когда музей вновь заработает в привычном режиме? Или пока рано загадывать?

— Коллектив готов работать, много планов, интересных проектов и идей. На мой взгляд, это показатель того,что директор хорошо организовал работу. Конечно, на Алексея Викторовича Лобова свалилось много проблем и вопросов, которые необходимо решать оперативно и он с этим справляется, а коллектив его поддерживает. Мы конечно дополнительно будем прорабатывать штатные расписание к открытию музея — это безусловно. Штат уменьшился: сократили отдел по работе с посетителями. Но мы рассматриваем возможность увеличение этого отдела.

Музей Маяковского требует ремонта

Музей Маяковского требует ремонта

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру