Трагедия Турандот

2 февраля 2015 в 17:34, просмотров: 18621

На сцену переполненного роскошного театра вышел весёлый 90-летний человек, получил награду из рук президента Татарстана, поблагодарил и сказал: «Возраст — условность. У меня зрелый возраст. Что значит: чувствуешь себя молодым, но это стоит больших усилий». Публика смеялась, аплодировала; президент Минниханов награждал сотрудников Казанской оперы, в числе которых оказался и скрипач Лев Самуилович Розенблюм — ветеран Великой Отечественной войны, а теперь ветеран оркестра.

Трагедия Турандот
Казанская опера. Пуччини, "Турандот". Принцесса Турандот - Оксана Крамарёва. Калаф - Ахмед Агади. Фото Леонид Бобылев. Предоставлено Татарским театром оперы и балета.

Так 1 февраля открылся 33-й Международный оперный фестиваль в Казани. В театре, которому 140 лет; зрелый возраст; пожалуй, только директор знает, каких усилий стоит десятилетиями держать высочайший уровень.

Первым спектаклем фестиваля стала «Турандот» — опера Джакомо Пуччини. Надо добавить, только Пуччини, ибо счастливый финал досочинили уже после смерти великого композитора. Он «уронил перо», когда написал музыку трагической предфинальной сцены, где девушка добровольно идёт на смерть ради любимого человека. Особенная жертва! — потому что он её не любит, он любит другую.

Эта другая — безумно жестокая принцесса Турандот. Всем женихам она загадывает неразрешимые загадки с одной целью — отрубить голову. Она красива, она принцесса великой страны (дело происходит, как вы понимаете, в Китае), но душа у неё чёрная, она ненавидит людей.

И самое потрясающее — обезумевший от жестокости народ, который, вероятно, заразился бешенством от своей принцессы. Вот что поёт огромный великолепный хор, требуя очередного убийства:

Пусть скорее прольётся кровь!
Мы ждём палача!
Быстро! Смерти! Смерти!
Пусть умрёт он!
Крови! Крови! Быстро! Быстро!
Палач уснул, пойдём его будить!
Пу-Тин-Пао! Пу-Тин-Пао! Пу-Тин-Пао!
Во дворец! Во дворец!

«Пусть умрёт он!» — это не про палача, это про очередную жертву. Единственная вина — любовь к принцессе. Но ведь дело тут не в правах и законах, дело в том, что народ пристрастился к этой забаве. Пока одни побежали во дворец будить палача, другие воют от нетерпения и подгоняют его подручных:

Саблю точите, саблю, саблю!
Сабли пусть клинок засвищет,
пусть заблещет алой кровью!
Всем работы хватит вдоволь,
хватит вдоволь, хватит вдоволь
там, где правит Турандот!
Жаркой кровью саблю смочим!
Мы несём ножи и крючья.
Мы всегда готовы расписать вам спины!
Мы готовы шкуры драть!
Пусть заблещет сабля алой кровью!
Смерти! Смерти!
Ха, ха! Ха, ха!

Ну, что поделаешь, таковы народные нравы, таковы развлечения. (Вот адрес — можете сами почитать либретто)

Казанская опера — невероятно успешный театр. Открываешь в интернете репертуар и первое, что видишь: против каждого названия — яркая надпись «БИЛЕТОВ НЕТ».

Важная составляющая высокого уровня постановок — приглашение звёзд мирового уровня. Партию Турандот пела Оксана Крамарёва (Национальная опера Украины); партию Калафа — Ахмед Агади (Мариинский театр); Лиу, которая погибает ради любимого, — Жаннат Бактай (Астана-Опера)...

3 февраля публика увидит следующий спектакль Фестиваля — «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина. Поют солисты из США, Германии, Великобритании, Австрии. Дирижировать будет итальянец Марко Боэми.

Ждите. «МК» расскажет вам, как это было.

Казань.



Партнеры