Третьяковка восстановила дворцовые вазы, ценность которых сравнима с яйцами Фаберже

До сих пор остается загадкой судьба уникальных объектов

Уникальные парадные вазы эпохи правления Николая I, созданные мастерами Императорского фарфорового завода, впервые представили публике в постоянной экспозиции Инженерного корпуса Третьяковской галереи. С 1938 года экспонаты хранились в ГТГ, куда попали из Гохрана в разобранном виде, некоторые детали были утрачены, так что реставраторам пришлось собирать произведения словно сложный пазл. «Такие вазы особенные — все наперечет, как яйца Фаберже. Подобных ваз было сделано около ста на Императорском фарфоровом заводе и каждая — уникальна», - пояснила «МК» замдиректора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова.

До сих пор остается загадкой судьба уникальных объектов

Для искусствоведческой среды такая премьера — большое событие. Чтобы оценить его масштаб, достаточно вспомнить аукцион Sotheby’s 2010 года в Лондоне, где подобные раритеты произвели настоящий фурор: за произведения времен правления императора Николая I, оцененные в 1,4-1,8 миллионов фунтов стерлингов, развернулась нешуточная борьба, и в итоге парные вазы ушли с молотка за 1,9 миллионов фунтов стерлингов. Ажиотаж легко объясним — большая редкость, когда музейные экспонаты такого уровня попадают в открытую продажу, этот случай чуть ли не единичный. Большая часть подобных ваз хранится в крупнейших музеях России, таких как Эрмитаж и Русский музей, их также можно встретить в некоторых дворцах в окрестностях Петербурга. Теперь же и у москвичей будет возможность полюбоваться работой лучших мастеров Императорского фарфорового завода.

Третьяковка восстановила дворцовые вазы

Третьяковка восстановила дворцовые вазы

Смотрите фотогалерею по теме

Вдвойне ценно то, что специалистам удалось установить всех авторов экспонатов. Позолоченные парные вазы высотой 146 сантиметров были созданы по проекту французского модельмейстера Фердинанда Давиньона, приглашенного в Россию с Севрской мануфактуры в 1815 году. Он разработал форму ваз — «фюзо» (франц. fuseau – веретено). Автором рельефного золоченого декора с ярко выраженным классицистическим характером и ручками сложной формы в виде завитков аканта и шишками пинии выступил прославленный французский мастер Денис Моро, который вместе с Давиньона прибыл из Севра. Над металлическими элементами ваз трудился «бронзовых дел мастер» Петер Пильман. А главные украшения объектов — изображения картин голландских живописцев ХVII столетия из собрания Эрмитажа («Привал охотников» (1660-е) Николаса Питерса Берхема и «Зимний вид» (около 1648) Изака Янса Ван Остаде) — принадлежат руке Николая Корнилова, одного из лучших копиистов завода.

В Третьяковскую галерею вазы поступили в разобранном виде, некоторых элементов не хватало, так что реставраторам пришлось серьезно потрудиться, чтобы воссоздать шедевры.

На золотой поверхности ваз было очень много сколов, которые пришлось восполнять, - рассказывает «МК» реставратор по керамике высшей категории Ирина Сивова. - Нужно было их позолотить так, чтобы воссозданные части не выделялись на остальном фоне. К тому же, на золотой поверхности была трещина. Ее нужно было укрепить, чтобы она под тяжестью горловины не разошлась. Зато рисунок был в идеальном состоянии.

- А почему за реставрацию взялись только сейчас, хотя вазы находились в музее с 1938 года?

- Раньше не было технических возможностей выполнить металлические детали ваз. Когда они появились, все сделали за два года.

Для воссоздания крепежей и металлических элементов привлекли сотрудников Государственного научно-исследовательского института реставрации - Дубровина и Белкина. «Когда специалисты ГосНИИР изготовили все недостающие элементы, нам оставалось собрать этот пазл. Сложность состояла в том, что вазы состоят из многих элементов и разных материалов. Главное было последовательно собрать все элементы и правильно их зафиксировать», - пояснил «МК» реставратор Третьяковской галереи по металлу Владимир Потурай.

Так удалось воскресить уникальные вазы, которые десятилетиями «скучали» в фондах Третьяковки. Однако судьба шедевров декоративно-прикладного искусства времен Николая I до сих пор остается загадкой для специалистов. В Гохран (Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней) они могли попасть не раньше 1920 года, когда была создана организация. Где же раньше хранились вазы, датированные 1846 и 1847 годами?

- Такие вазы делались в качестве подарков членам императорской семьи и главам иностранных государств. Мы пока не знаем, из какого дворца вазы поступили в Гохран, - говорит «МК» замдиректора ГТГ по научной работе Татьяна Карпова. - Будем надеяться, что это событие привлечет внимание специалистов и со временем мы сможем воссоздать и историю произведений.

- Как долго вазы будут демонстрироваться на выставке Павла Федотова в Инженерном корпусе?

- До конца года. Мы специально поместили их в эту экспозицию, потому что Федотов работал в то же время, в которое были созданы вазы. Выставка его работ завершится летом, а вазы мы еще оставим в Инженерном корпусе. А потом будем показывать их на выставках, связанных в временем их создания. Третьяковская галерея создавалась как музей живописи, поэтому у нас немного предметов декоративно-прикладного искусства. Но те, что есть — а это около 500 экспонатов — уникальны и могут быть прекрасным украшением живописной выставки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру