Государственную премию в области современного искусства "Инновация" вручили роботы

Победил «припев» о праве на свободу

Церемония вручения премии "Инновация" – событие само по себе выдающееся, потому как авторы шоу каждый раз умудряются удивить взыскательную публику (в зале как никак видные искусствоведы, художники, директора музеев, словом, сливки арт-сообщества) и превратить действо в ультрасовременный перформанс. 10-ю церемонию, состоявшуюся в Гостином Дворе, режиссер Андрей Сильвестров доверил вести роботу, сцену превратил в гигантский куб из экранов и заселил ее адроидами-хористами. Выбор победителей конкурса оказался не менее изобретательным.

Победил «припев» о праве на свободу

Перформанс (несанкционированный организаторами) начался уже на входе в Гостиный Двор – публику встретил известный художник (номинант на «Инновацию» в 2008-м) Антон Литвинов с коробкой на груди, на которой значилось: «Сбор средств в поддержку политзаключенных в России». Гости понимающе кивали Литвинову, многие оставили пожертвования. Акция предвещала, что без протестов, пусть мирных, не обойдется.

Внутри, в огромном полутемном зале, собравшие обнаружили черный куб, который вполне мог бы вписаться в музейную экспозицию в качестве экспоната, свое рода «алаверды» Малевичу. Только к этому трехмерному «Черному квадрату» с одной из сторон — трап: иначе лестницу, ведущую на столь высокую сцену, не назвать. Когда зрители расселись с трех сторон от сцены, куб засветился серой паутиной телепомех. Вокруг возникли белые андроиды и запели компьютерными голосами. На экранах появился голубоглазый робот – ведущий, устроившийся перед микрофоном на вершине куба вместе с еще несколькими механическими певцами. После вступительных аккордов, написанных композитором Ираидой Юсуповой, на сцену поднялся основатель премии Михаил Миндлин. Лицо директора Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) появилось на трех гигантских дисплеях.

– Трудно представить, что 10 лет назад мы провели первый конкурс. Время летит быстро. Раз прожили 10 лет, то и следующие 10 удастся быть достаточно актуальными, – сказал он, а затем зачитал послание от Ольги Голодец, которая обещала открыть церемонию, но не смогла приехать из-за «правительственных дел».

10-я церемония вручения премии "Инновация"

10-я церемония вручения премии "Инновация"

Смотрите фотогалерею по теме

И добавил: «Мы мигрируем из одного пространства в другое, но надеюсь, скоро будет построен первый в России музей современного искусства и нам больше не придется менять место». Замечание это — о наболевшем. Ведь Миндлин именно что надеется, но уверенности в воплощении уже разработанного проекта нового здания, первый камень которого был заложен на Ходынском поле министром Мединским и мэром Собяниным осенью 2014-го, нет. В феврале этого года участок у музея забрали, объяснив это близостью территории к торговому центру, да и шансы получить обещанные государством 4,5 млрд руб на стройку начали таять. Многие из собравшихся, в том числе Ольга Свиблова, Зураб Церетели и Марина Лошак , подписали адресованную президенту петицию в поддержку проекта.

Вслед за Миндлиным на сцену поочередно поднялись Михаил Пиотровский и Андрей Монастырский – их «Инновация» наградила вне конкурса. Директора Эрмитажа — за европейскую биеннале «Манифеста», впервые состоявшуюся в Петербурге в момент нарастания разногласий между Россией и Западом и ставшую, по мнению конкурса, «беспрецедентным примером творческого диалога между актуальной и классической культурой». Выйдя на сцену, Пиотровский сразу оценил «эффект куба».

– Стою как будто на крыше Зимнего! – весело заявил он и продолжил серьезно. – «Манифеста» была для нас важна. Получилось сказать, что мы хотели: нет никакого современного искусства, есть искусство. И оно может говорить об острых проблемах и без провокаций.

Художника Монастырского наградили просто за то, что он есть – человек, который остается – по словам Екатерины Деготь, «сокровенным знанием» о русском искусстве», и словами Марины Лошак, вручавшей ему награду – «доказательством того, что искусство существует».

В паузах между номинациями робот-ведущий менялся в лице, в его глазах загорались огненные или черные круги, сердечки и лампочки, и он в лад с хористами нараспев читал стихи.

Оглашение лауреатов началось с традиционной спецпремии благотворительного фонда «U-Art” “за вклад в современное искусство». Основатель фонда Тамаз Манашеров вручил награду одному из претендентов в номинации «Теория, критика, искусствознание», философу Игорю Чубарову. Его наградили за книгу «Коллективная чувствительность: теории и практики левого авангарда», посвященную анализу (с философской и общественно-политической точки зрения) феномена авангардистов, сосредоточившихся вокруг журналов «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), «Новый ЛЕФ», институтов ИНХУК, ГАХН и ВХУТЕМАС. «Те противоречивые отношения, которые существуют между искусством и властью, непреодолимы!», - заявил философ. Продолжил свою речь Чубаров, когда поднялся второй раз на сцену — за еще одной наградой в номинации «Теория, критика, искусствознание», теперь уже от конкурса: «Чувствую себя некромантом, который вызывает дух русского авангарда!». Впрочем, этот приз Чубарову пришлось поделить с Анной Романовой и Галиной Метеличенко, авторами книги «Острова Юрия Соболева», изданный как весомое дополнение к одноименной выставке в ММСИ. Выбор сразу двух лауреатов в одной номинации член жюри Дмитрий Галкин объяснил так: «Мы выбрали между круглым и желтым, но не смогли выбрать и решили проблему элегантно. Согласитесь, красочный насыщенный каталог не то же самое что глубокое исследование».

10-я церемония вручения премии "Инновация"

10-я церемония вручения премии "Инновация"

Смотрите фотогалерею по теме

Интрига вокруг номинаций «Кураторский проект» и «Региональный проект» была нешуточная: все проекты конкурсантов сильны. Однако лучшим в кураторской номинации оказался петербуржец Петр Белый, который с помощью полусотни художников превратил заброшенное конструкторское бюро «Сигнал» в энциклопедию современного искусства Северной столицы. Проект прозвали «перпендикулярной» программой «Манифесты», ведь художники исключительно по собственной инициативе задумали выставку. Собственно, это и было главным: продемонстрировать априорную свободу искусства, независимость и непредсказуемость. В региональной номинации выбор пал на проект «Ниже нижнего: новейшие опыты околоволжского краеведения», с помощью которого Евгений Стрелков и Андрей Суздалев пытались определить границы художественного вымысла и предложить публике посмотреть шире исторической и социальной мифологии. Передвижная выставка, где реальные факты соседствуют с мистификациями, объехала 10 городов. «Этот проект показывает, что именно художники должны делать историю, а не историки и политики», - отметили лауреаты.

Еще более сложный выбор пришлось делать жюри в номинации «Новая генерация», где представлены художники младше 35 лет. Но прежде чем объявить лучшего молодого художника, организаторы вручили два спецприза — от посольства Франции (поездка в Париж) и фонда Stella Art Foundation (поездка на Венецианскую биеннале). К удивлению публики, оба достались одному автору — Полине Канис и ее проекту «Праздник», где показано «условное событие, в котором репрессия гендерной роли, распыленная в повседневности, кристаллизуется в ритуале празднования». Видео Канис запечатлело танцующих парами мужчин в униформе. На их лицах — абсолютная отрешенность, в движениях — нет и намека на эмоции, вокруг — тишина, зажатая в тесной комнатке. Автор провоцирует вопросы: откуда исходит нелепость этой сцены — от традиции празднования или от самих людей?..

Однако лауреатом «молодой номинации» оказалась не Канис. А группа создателей злободневного перформанса-спектакля «Смерть Тарелкина», где классическая комедия Сухово-Кобылина смешивается с нашумевшей историей Эдварда Сноудена. Допустимо ли повсеместное негласное наблюдение? Где баланс между защитой персональных данных и обеспечением национальной безопасности? Такими вопросами задаются авторы — Евгения Долинина, Роман Кутнов, Александр Лещев, Глеб Нечаев, Марина Рагозина, Мария Сокол и др. «Художники против слежения!» - заявили они, принимая награду из рук Анастасии Курехиной, вдовы легендарного авангардиста.

10-я церемония вручения премии "Инновация"

10-я церемония вручения премии "Инновация"

Смотрите фотогалерею по теме

И, наконец, главная номинация — «Произведение визуального искусства». Хаим Сокол, Ирина Корина, группа «Куда бегут собаки», творческое объединение «Тереза» и коллектив «Что делать» - проекты претендентов очень разные, но все острые и актуальные. Вручает — Виктор Мизиано, видный теоретик современного искусства, куратор, искусствовед. «Дискуссия была ожесточенной и заняла половину от всего времени, которое жюри затратило на обсуждение. Все номинанты - исключительно сильные авторы, выбирать было крайне трудно, почти не возможно», - подогревает интерес он и после напряженной паузы называет имя победителя — Ирина Корина. Она не раз участвовала в «Инновации» и даже однажды победила — в 2007-м году в номинации «Новая генерация». Теперь вот доросла до триумфа во «взрослой секции».

Принимая награду, Ирина была немногословна, но не преминула упомянуть об обращении номинантов премии к художественному сообществу, озаглавленное «Отстоять свое право на свободное высказывание». Оно появилось в сети накануне вручения — катализатором послужил скандал вокруг запрета оперы «Тангейзер». В письме против цензуры, в частности, говорится: «Современность криминализируется не действиями псевдорелигиозных групп, а, прежде всего, самой политикой Министерства культуры и его главы Владимира Мединского. Любое современное высказывание в искусстве, основанное на принципах независимости, эксперимента или критики, считается не нужным и даже вредным, лишается поддержки и финансирования или даже запрещается. Обратной стороной такого подхода стало активное превращение культуры в инструмент пропаганды псевдотрадиционных ценностей, формирующих политическую конъюнктуру». Смелый шаг, учитывая, что «Инновация» является государственной премией и проводится при поддержке Минкультуры РФ. Впрочем, когда это останавливало ее организаторов и участников?...

«МК» спросил Ирину Корину о ее личной позиции относительно цензуры, она ответила, что за нее все говорят ее работы. А о чем, собственно, ее тотальная инсталляция «Припев», которая принесла художнице престижную награду? Да все о том же. Об ущербности и бессмыслице. Корина погружает зрителя в обстановку из всевозможной затертой «мишуры»: игрушечной Эйфилевой башни, яхты, лимузина, насаженных на березовые палки, из огромных витрин, где кружат серебряные блестки. Как поясняет Корина в описание проекта: «Это, как явная плачевность и тоска курортных декораций, в которых, тем не менее, всегда остается то непонятное и необъяснимо притягательное», «обещания грядущих событий, о которых мы знаем все заранее и которые уже видятся, как прошедшие». В общем, жизнь зациклена, как припев. Но зациклена почему-то на чем-то наносном, нелепом, порой, даже диком.

Призовой фонд:

«Произведение визуального искусства» — 800 000 рублей.

«Кураторский проект» — 500 000 рублей.

«Теория, критика, искусствознание» — 500 000 рублей.

«Региональный проект современного искусства» — 400 000 рублей.

 

«Новая генерация» — 200 000 рублей.

«За творческий вклад в развитие современного искусства»— 600 000 рублей.

 

10-я церемония вручения премии "Инновация"

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру