Редкий абсурд бывает так прекрасен

Чеховский фестиваль: «Ионеско. Сюита». Париж ­— Москва

Если на столе стоит торт, то он обязательно полетит в чью-нибудь морду. Этот закон лишний раз подтвердил спектакль «Ионеско. Сюита». Театр абсурда в лучшем его виде на Чеховском фестивале представил парижский Театр де ла Виль во главе со своим руководителем Эмманюэлем Демарси-Мота.

Чеховский фестиваль: «Ионеско. Сюита». Париж ­— Москва
Фото: пресс-служба фестиваля

Французы играют в Центре Мейерхольда в небольшом пространстве, с трех сторон замкнутом зрительскими трибунами. И почти у ног зрителей, с которыми они время от времени общаются мимикой (подмигивание), жестом (имитация перерезания горла) и скромнейшим набором слов на русском («давай», «нет»). Белый пол под ногами семи странных персонажей — как белый лист, готовый к написанию неожиданного текста из ожидаемых и прекрасных текстов Ижена Ионеско. Именно десять пьес знаменитого абсурдиста взял за основу своего спектакля Демарси-Мота, известный в театральном мире своей пристрастностью к текстам и умению с ними работать.

Итак, на белом полу стоит стол под белой скатертью, и к нему выходят люди с выбеленными лицами, но сами не в белом. Их яркий грим и экстравагантные одежды нарочито подчеркивают театральность и нездешность. А уж манера подачи текста — вычурная, демонстративная — обещает что угодно, только не скучную реальность. Откуда эта бабушка с тормозным взглядом и ярким, как у старого клоуна, ртом в исполнении мужчины? Или девочка в белом парике и с капризным выражением на лице — также исполнена мужчиной? Или не сладкая парочка, которая собачится до посинения по поводу того, что «черепаха и улитка — одно и то же». «Нет, не одно». В то время как сладкая парочка — жених и невеста — торжественно стоят возле белого пушистого торта. Вот невесте жених этим кремовым тортом и залепит в лицо. А потом поцелует. А потом влепит пощечину.

И это не клоунский каскад из трюков, хотя что-то цирковое есть в этой удивительной постановке. Жонгляж словами, например, — этим жанром прекрасно владел Ионеско — король драматургического абсурда. Режиссер Демарси-Мота постарался ему соответствовать: виртуозно скроил удивительный коллаж, абсолютно бесшовный. Только по ключевым фразам можно догадаться — это «Бред вдвоем», а это «Урок». Ну а это, бесспорно, «Лысая певица» — ей заканчивается удивительный спектакль Театра де ла Виль, так похожий на сон сразу нескольких людей. Сон разрушительный — из бокалов на пол льется шампанское, куски настоящего торта летят в разные стороны.

Играть абсурдистскую драматургию вообще сложно, а играть Ионеско очень непросто. Чтобы комизм и черный юмор вызывали хохот в зале, а сквозь него проступила трагичность жизни, незаметно впадающая опять в смешное. Французские актеры продемонстрировали высокий класс игры в этом непростом жанре. Работают без усилий, и совершенно непостижимым образом удерживают себя в состоянии той нереальности, которая так точно и безжалостно передает абсурд жизни. Хочешь плачь, а хочешь — валяйся от хохота.

Интервью после спектакля.

— Эмманюэль, по какому принципу ты монтировал разные пьесы Ионеско?

— 10 лет назад я впервые поставил со своими артистами «Носорогов», после чего предложил им продолжить исследование творчества Ионеско. Мы брали очень важные темы — одиночество, одиночество людей, которые живут вместе, что связано с темой грустного клоуна. Это надежда и безнадежность одновременно, воображение — как сила, как мощь и реальность, которая убивает это самое воображение. Короче, каждый артист предлагал сцены из пьес, которые наиболее остро тронули лично его, и из этих набросков я сделал спектакль. И благодаря Ионеско мы понимаем, насколько человеческие отношения могут быть абсурдны.

— В техническом райдере спектакля есть пункт — два торта со сложнейшим набором ингредиентов. Это по гастрономическим или идеологическим соображениям?

— Торт должен быть настоящий — как отсылка к бурлеску. Ведь у Ионеско значительная доля трагичности, но при этом есть большой жест бурлеска. И поэтому нужен самый настоящий торт — чтобы его можно было влепить в рожу. Вообще, в спектакле все элементы настоящие — артисты пьют алкоголь (немного игристого шампанского), едят торт и так разрушают все реальные элементы. Все, что было сделано человеческими руками, разрушается. Мы заканчиваем великим текстом из «Лысой певицы», который рассказывает о невозможности коммуницирования, несмотря на то, что люди находятся вместе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру