Специалисты предлагают возродить всероссийский институт эстетики

Россия займется дизайн-политикой?

Специалисты предлагают воссоздать Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), легендарную организацию, которая в советские годы занималась разработкой дизайна легкой промышленности и выдачей «Знака качества», а сейчас перестала быть самостоятельной.

Россия займется дизайн-политикой?

ВНИИТЭ — организация, созданная знаменитым дизайнером Юрием Соловьевым. Именно он вывел профессию дизайнера из антибуржуазного «загона» в советские годы. В 1945 году он добивается создания архитектурно-художественного бюро при Наркомате среднего машиностроения, с чего и начинается история советского промышленного дизайна. А 1962-м — открытия ВНИИТЭ, отдельного института дизайна, который собрал лучших художников, архитекторов, конструкторов и мыслителей. Здесь проектировали трамваи, пожарные машины, снегоходы, вагоны метро и проводили экспертизу промышленной продукции. Однако после распада СССР организация потеряла былую мощь, а после смерти своего основателя в конце 2013 года, ВНИИТЭ потерял самостоятельность. Впрочем, возможно, не на долго. Как рассказала «МК» директор Музея Дизайна Александра Санькова, вполне вероятно, что институт эстетики будет возрожден. На выставке в Свердловской области, которую откроет премьер-министр Дмитрий Медведев, Музей дизайна представит выставку, посвященную институту, и поднимет вопрос о его воссоздании.

- В Советском союзе ВНИИТЭ был головной организацией по дизайну, - рассказывает «МК» Александра Санькова. - Сегодня институт как самостоятельная организация перестал существовать и стал частью МИРЭА (Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники). Но прежде именно он задавал планку, там выдавался «знак качества». Если промышленное изделие не удобно в использовании, не удачно решено по цвету или дизайну, то его не пропускали на рынок. После распада СССР институт был предан забвению. Но сейчас взят курс на импортозамещение и на приоритет российских товаров, появилась насущная необходимость в такой организации.

- Такая организация должна стать инструментом государственного контроля за качеством легкой промышленности, или будет заниматься и проектированием?

- Предполагается, что это будет экспертный центр, куда любая компания может обратить за консультацией. Сейчас, наверное, сразу сложно будет добиться, чтобы экспертиза в институте стала обязательной для всех производителей. Систему восстановить в момент очень сложно. Но такой институт необходим — в Европе, к примеру, существует несколько подобных организаций в только одной стране. Многие вещи оставались на стадии макетов и чертежей в силу того, что производство было не достаточно развито, чтобы сосуществовать все инновационные задумки. А они были очень высокого уровня. Некоторые продавали за рубеж. Мы хотим показать уровень, на котором работали дизайнеры ВНИИТЭ, богатейшую историю советского дизайна, ведь мы не можем вырваться вперед, не зная свою историю. История ВНИИТЭ — это то, что на что можно опираться сегодня, чтобы развивать современный дизайн в России. В следующем году мы планируем сделать большую выставку в Третьяковской галереи о промышленном дизайне с целью рассказать о его истории и роли художника-конструктора в развитии дизайна. Мы ходим показать сам процесс рождения проектов.

- Если институт будет возрожден, то все организации обяжут получать там «добро» и автомобиль или трамвай не будет запущен в массовое производство без экспертизы преемника института эстетики?

- Думаю, не обязательно. Но было бы логично, чтобы у людей был выбор — провести экспертизу и повысить рейтинг своей продукции или нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру