«Реставратор икон» Сергея Курехина

Алексей Айги сыграет концерт памяти лидера «Поп-механики»

9 июля, в день смерти легендарного авангардиста, композитора, музыканта и сценариста Сергея Курехина, в Московской государственной консерватории им. Чайковского пройдет вечер его памяти. Произведения этого уникального человека вместе с Ансамблем 4’33 и оркестром Ad Libitum исполнит Алексей Айги – ведущий российский кинокомпозитор, многократный лауреат кинематографических премий и автор музыки к таким знаковым картинам, как «Страна Глухих» Валерия Тодоровского, «Испытание» Александра Котта, «Орда» Андрея Прошкина и др.

Алексей Айги сыграет концерт памяти лидера «Поп-механики»
Скриншот клипа "Вот сверчок, вот стручок". Выложено: Александр Серебряков (youtube.com/watch?v=8LvThodYfrs).

Музыка Айги часто звучала не только в камерных клубах, но и на больших академических площадках. Однако эта программа – особенная. О том, как она возникла, а также почему Алексей стал «реставратором икон» в музыке, рассказал «МК» продюсер, журналист, писатель и автор книги «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока» Александр Кушнир:

- С одной стороны, вся эта история крутится вокруг книги «Безумная механика русского рока», с другой – вокруг 60-летия Курехина. Произошел очень мощный подъем интереса к его личности, творчеству «Поп-механики». К очередному фестивалю имени Курехина у его вдовы Анастасии и Алексея Айги возникла идея реанимировать произведения «Поп-механики», написанные для кинофильмов, и сыграть их с оркестром. В результате Алексей проделал колоссальный труд. Курехин не оставил после себя никаких нотных записей. Из 30 кинофильмов, к которым он написал музыку, в открытом доступе находились только три, остальные были буквально спрятаны в архивах. Так что Айги приходилось, как реставратору икон, отыскивать их, на слух подбирать мелодию, порой улавливая ее сквозь голоса актеров, а потом раскладывать на инструментальные партии и писать партитуры. Он привлек к работе свой Ансамбль 4’33 и оркестр Ad Libitum. Программа впервые прозвучала в Питере, затем - на презентации «Безумной механики русского рока» в Гоголь-центре и в канун 60-летия Курехина на «Усадьбе Jazz» в Архангельском. Помню, что в Гоголь-центре был полный аншлаг, хотя в городе не висело ни одной афиши. Придя с вечера, я сразу написал в соцсетях, что это был лучший концерт года. Ну а в этот четверг прозвучит третий, финальный аккорд. Можно увидеть связь поколений: Курехин умер почти 20 лет назад, и сейчас его произведения получили второе дыхание. Неожиданным было то, что консерватория сама предложила Айги свою площадку и дату – 9 июля. Мистическим образом совпало так, что это день смерти Сергея, поэтому в том, чтобы организовывать концерт, не было никаких сомнений. Было решено, что в первом отделении Айги будет играть свою музыку, а во второй – вещи, написанные Курехиным. На сцену также выйдут участники «Поп-механики» и другие музыканты – Сергей Летов, Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков, Алексей Круглов, Екатерина Кичигина. В программе прозвучат произведения из кинофильмов «Трагедия в стиле рок», «Переход Чкалова через Северный полюс», «Господин оформитель», «Замок», «Два капитана II».

- Как ты думаешь, почему именно Алексею Айги удалось сделать то, что до этого и после смерти Сергея Курехина не удалось совершить ни одному музыканту – поднять громадную часть его творчества и уловить дух этих произведений?

- Это мистика. История была очень рискованной. Мне кажется, Айги кожей чувствует эту музыку. Алексей вспоминал, что, когда был еще мальчиком, дал записи своих произведений Сергею Летову, который сделал ему первые концерты в Москва. То есть исторически сложилось так, что музыканты Курехина помогали ему. И это такие неслучайные случайности, уникальные совпадения, которые сложно объяснить. Пазл сложился, звезды так сошлись. Алексей вспоминал, что, когда он впервые исполнял программу в Питере, некоторые люди плакали, кому-то становилось плохо… Когда звучит эта музыка, происходит какая-то сильная психологическая атака, процессы, которые невозможно однозначно объяснить. Ответа, почему так, просто не существует.

- Курехин был уникальным композитором и исполнителем. Повторить то, что он делал на сцене, - невозможно. Что своего, нового, на твой взгляд, привнес Алексей Айги в исполнение его музыки?

- Он очень трепетно относится к ней. Исполнять музыку Курехина – очень большая ответственность, мистическая роль, играя которую, очень важно не пытаться самовыражаться за счет нее, чтобы с водой не выплеснуть ребенка. Поэтому аранжировки никак не менялись. А то, как Алексею, живущему между тремя странами, удается уловить энергетику человека, с которым он практически не был знаком, - большая загадка. Но чувствует он ее абсолютно точно.

- Есть ли планы записать эту программу в исполнении Айги?

- Все авторские права принадлежат Анастасии Курехиной. После концерта в Гоголь-центре было много разговоров о том, чтобы опубликовать записи выступления. Для меня большая тайна, почему до сих пор программа не была издана, хотя все готово для этого. У меня есть сверхмечта, чтобы когда-нибудь нашелся такой архивариус, который сумел бы выпустить отдельный сборник киномузыки Курехина. Он, безусловно, заслужил это.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру