В Москве открылась выставка Луиз Буржуа

Гигантский паук поселился в столице

Очередная знаковая премьера Московской биеннале прошла в музее современного искусства "Гараж". Здесь представили выставку француженки Луиз Буржуа - обладательницы "Золотого льва", которым она была удостоена на 48-й Венецианской биеннале в 1999 году, Ордена Почетного легиона (высший знак отличия Франции ей вручал в 2008-м Николя Саркози). На ее счету только с начала 1990-х по 2010-й – более 300 персональных выставок в крупнейших музеях мира. Спустя пять лет после смерти Луиз и московские зрители могут увидеть ее самые известные работы.

Гигантский паук поселился в столице

Встречает зрителей выставки гигантские паук. Рост скульптуры, сделанной из бронзы и нержавейки, 9,45 метров. Это одна и из наиболее известных работ художника. Всего таких пауков существует 10: четыре из них находятся в частных коллекциях, шесть гастролируют по миру. Один из них произвел фурор в 2001-м году на выставке Луиз в Эрмитаже. Хотя, строго говоря, это не паук, а паучиха, которая вынашивает яйца: их легко заметить в животе гиганта, стоя под скульптурой. И называется скульптура на французском Maman", то есть "мама". Чтобы понять необычный образ родительницы, да и все творчество Буржуа, нужно обратиться к ее детству. Разгадки художественных кодов Буржуа – чистый психоанализ.

Луиз родилась в Париже, а провела детство в Антони, городке, что недалеко от столицы, где ее родители открыли мастерскую по реставрации гобеленов. С отцом у нее были сложные отношения, потому как он всегда хотел мальчика. К тому же мать Луиз была больна, но скрывала свой недуг от мужа не без помочи дочери. Несмотря на это Жозефина работала не покладая рук в мастерской. Луиз позже писала о ней: "Моим лучшим другом была мать, и она была осмотрительной, мудрой, терпеливой, заботливой, разумной, грациозной, утонченной, незаметной, аккуратной и полезной, как паук". В то время как Жозефина трудилась и всему учила дочь - шить, рисовать, реставрировать гобелены -, отец, Луи, изменял супруге с гувернанткой, нанятой для обучению Луиз английскому языку. Девочка не раз становилась случайной свидетельницей их ласк. Когда Жозефина умерла в 1932 году, 21-летняя Луиз чуть не покончила жизнь самоубийством, настолько тяжело переживала потерю. Она считала отца предателем. Тем не менее, когда много лет спустя отец скончался, она тяжело пережила и эту смерть.

В музее современного искусства "Гараж" открылась выставка Луиз Буржуа

В музее современного искусства "Гараж" открылась выставка Луиз Буржуа

Смотрите фотогалерею по теме

 Кончина матери стала поворотным моментом в жизни Луиз. В 1932 году она оставила Сорбонну, где постигала точные науки, ради  искусства:  изучения искусствоведения в Школе Лувра и в Школе изящных искусств, занятий в студии Фернана Леже. Тогда она увлеклась идеями сюрреализма и конструктивизма и дважды посетила СССР, что, как считают исследователи, имело огромное влияние на ее творчество. В 1936 году она вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, который позже, в 1957 году, стал первым директором нью-йоркского музея первобытного искусства. В 1939-м они уехали в Нью-Йорк. Именно там Луиз полностью отдалась искусству: работа в разных жанрах и направлениях. Но признание пришло к ней много позже. После того, как в конце 1970-х Луиз получила почётную степень доктора изящных искусств Йельского университета, она стала уважаема в академических кругах. А после ретроспективы в МоМА (Луиз стала первой женщиной, чья выставка прошла в Музее современного искусства) пришла и мировая слава. Тогда ей было уже за 70. Пик популярности искусства Луиз Буржуа пришелся на 1990-2010-е. Она умерла в 99 лет, чуть-чуть не дожив до столетия. Но до последних дней переживала болезненные детские воспоминания.

  Особенно остро она отразились в двух сериях: «паучьей» и «клеточной». Основной акцент на выставке в "Гараже" сделан на последней. Неслучайно проект получил название "Луиз Буржуа. Структура бытия: клетки". Собственно, клетка для художницы – это место, куда она загоняла свои детские страхи.

 В холле недавно реконструированного здания  зрителей встречает "Клетка (Последнее восхождение)". Внутри цилиндрообразной тюрьмы заключена винтовая лестница, некогда соединившая этажи мастерской Буржуа в Бруклине. Вокруг ступеней покачиваются стеклянные шары небесного цвета. На полу покоятся деревянные треснутые шары – они, по мысли автора, символизируют мужское и женское начала. В центре свисает капля из синей резины, пронизанная тонкими, почти незаметными, нитями, - это автопортрет Луиз. Каждый элемент здесь не случаен.

Таких клеток в музее – несколько десятков. Одни сделаны из металических решеток, другие из деревянных дверей. В каждую можно заглянуть и увидеть, что таит убежище. Это могут быть нити на многочисленных катушках, символизирующих с одной стороны тонкие связи в мире и между людьме, с другой отождествляются с матерью Луиз, ткачихой. Или другие личные символы – вещи Буржуа или ее родителей, пауки, медицианские инструменты, зеркала, предметы мебели… В одной из клеток заключена большая белая лестница – под такой же Луиз пряталась в родительском доме, когда хотела скрыться от всех, особенно от отца, не скрывавшего отношей с гувернанткой. Есть и целая серия клеток-портретов, куда заключены сшитые тканей головы, они изображают человеческие пороки, взаимоотношения или эмоции. Не раз встречается тройственный образ (три головы, соединенные вместе, или три руки), который отражает тот любовный треугольник (отец-мать-гувернантка), так раневший Луиз в детстве.

Самая ранняя работа из серии «Клетки» не очень-то напоминает заточенье. Инсталляция «Разрушение отца» похожа на пещеру из Каменного века, в центре которой обеденный стол, он же жервенный алтарь. На нем лежат камни, похожие на кости. Вокруг глыбы, напоминающие человеческие фигуры. Это фантазия Луиз на тему отомщения: однажды вечером мать и дети расправляются с главой семейства и пожирают его.

В отдельной комнате скрыты от особенно чувствительных натур ранние работы Луиз – небольшие скульптуры и рисунки: сцены саития, нагие женщины с домами вместо головы, сюрреалистические изваяния слабого пола… На стенах цитаты-пояснения к творчеству Буржуа: «Предмет боли – это мое занятие», «Есть только одна вечная нить, и она – это ты».

Для Луиз Буржуа творчество стало лекарством от детских травм. Для искушенной западной публики – ярчайшим примером проявления постфрейдизма в искусстве.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру