Международный кинофестиваль независимого кино стал посвящением Ивану Дыховичному

Ольга Дыховичная: «Он был режиссером, говорившим то, что должно говорить именно в эту секунду»

Уик-энд Международного кинофестиваля независимого кино «2morrow/Завтра» пройдет в Москве с 16 по 18 октября. Назвали его «2morrow/Weekend/Короткий метр». Его директор актриса и сценарист Ольга Дыховичная продолжает дело своего покойного мужа, кинорежиссера Ивана Дыховичного. 16 октября ему бы исполнилось 68 лет.

Ольга Дыховичная: «Он был режиссером, говорившим то, что должно говорить именно в эту секунду»
Ольга Дыховичная

Ивана Дыховичного не стало в сентябре 2009 года. Он до последнего сражался с неизлечимой болезнью, был неузнаваем, но и на своем последнем фестивале продолжал работать. Год назад организаторы фестиваля «2morrow/Завтра» с трудом нашли деньги на его проведение, обратились за поддержкой к своим зрителям и в результате краудфандинга собрали необходимую сумму. На этот раз акцент сделан на короткий метр. В конкурсе участвуют короткометражки со всего мира, а Россия в нем представит 15-минутная экспериментальная картина «ММТП. Обмяк» Михаила Максимова. Она о том, как в мире победившего космизма интеллектуалы Ю.Мамлеев и А.Тарковский с целью недопущения всеобщего воскрешения пытаются протолкнуть закон «О наращивании земной гравитации».

О предстоящем событии мы разговариваем с Ольгой Дыховичной.

— Опять у вас уик-энд. Вынужденный, от безденежья, или же вам понравилась такая форма и вы решили от нее не отказываться?

— Середина октября — привычное для нас время проведения фестиваля. Столько лет он проходил в этот сезон. Для меня лично важно то, что его начало совпадает с днем рождения Ивана Дыховичного. Как показал опыт, для большого фестиваля январь — наиболее подходящий месяц. В октябре выбор гораздо шире, чем после новогодних праздников, которые отгремели, и образовалась пустота. Мы хотим проводить фестивальные уик-энды не только осенью, но и весной и летом, что мы уже и делали, организовав показы, посвященные экранизациям Достоевского и Чехова. Я рада, что наш фестиваль обрел круглогодичное присутствие в городе. Это была наша цель с самого начала. Короткий метр никогда не был частью большого фестиваля, а теперь мы решили сделать фокус именно на нем.

— И сделали обрамление из полнометражных картин «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе и «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакула, которые откроют и закроют ваш уик-энд.

— В ретроспективе «Прототипы» мы покажем короткометражку «Москва» Бакура Бакурадзе и Дмитрия Мамулия, чтобы зритель смог посмотреть самую первую работу режиссера и проследить, как его почерк пророс в зрелом кино. То же самое с Апичатпонгом Вирасетакулом. Его раннюю работу «Третий мир» мы покажем в ретроспективе «Культовые. Начало», а его зрелая работа «Кладбище великолепия» завершит фестиваль.

— Можно ждать встречи с интересными гостями?

— В программу «Новые российские мастерские» войдут фильмы студентов Александра Сокурова, Марины Разбежкиной, Александра и Владимира Коттов, Алексея Попогребского, Дмитрия Мамулия. Кроме Александра Николаевича Сокурова все мастера, надеюсь, представят работы своих учеников и свой концепт образования, расскажут о том, какого результата ждут от студентов. Тенденция нового времени как раз и заключается в том, что актуальные, действующие режиссеры набирают учеников и передают им свое понимание профессии.

— Будет ли специальное мероприятие, посвященное Ивану Дыховичному?

— Весь фестиваль — это посвящение Ивану, его присутствие настолько мощное и вдохновляющее. Наш фестиваль отражает его жизненные ценности. То кино, которое мы показываем, отвечает его профессиональному пути. Он был автором вопреки конъюнктуре, ожиданиям, вопреки контексту, в том числе и фестивальному. Он был режиссером, говорившим то, что должно говорить именно в эту секунду. Недавно мы показывали его фильм «Прорва», и я поразилась тому верному звучанию, которое снова обрела эта картина.

— Подготовка фестиваля — приятное занятие или сплошное сопротивление обстоятельствам?

— Никакое важное событие не происходит без усилий. Каждый год начинается для нас с поиска возможностей организации фестиваля. Я вижу, сколько людей вокруг, которым он нужен. Трачу столько усилий, сколько нужно, чтобы фестиваль состоялся. Для меня это процесс, без которого я свою жизнь не представляю.

Читайте материал: Кинотеатры ввели квоту на российские фильмы, чтобы «не оторвали голову»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру