Почему Минкульт прокатил «Новый европейский театр»

Танцующий рот и национальную истерику представят на Международном фестивале «NET»

C 15 по 29 ноября в Москве пройдет 17-й Международный фестиваль «Новый Европейский театр» (NET 2015). И впервые без поддержки РФ. Слишком много лишнего, как выяснилось, организаторы NET написали в фейсбуке — таков устный вердикт.

Танцующий рот и национальную истерику представят на Международном фестивале «NET»
Кадр из спектакля "Гамлет". Фото: Mara Bratos

По словам устроителей фестиваля, NET участвовал в конкурсе и выиграл. Однако, Минкульт отменил его результаты, не ответил в установленные сроки на запрос фестиваля о его дальнейшей судьбе. В устной форме было сказано следующее: руководители фестиваля Марина Давыдова и Роман Должанский должны подумать, прежде чем высказываться в фейсбуке. А по их мнению, эффективность фестиваля не учитывается. В прошлом году было получено от государства 5 миллионов, а выдано продукта на 50 миллионов. На этот раз фестиваль мог бы вообще не состояться, если бы не поддержали спонсоры, а также Правительство РФ Москвы и Департамент культуры города Москва.

Из-за дефицита бюджета программа не будет столь обширной, как прежде, пришлось затянуть пояса. И если год назад в ней были представлены знаменитые спектакли и режиссеры, то теперь в основном - новые для Москвы имена, всего пять спектаклей из шести стран. Разве что испанский режиссер Давид Эспиноза уже бывал на NET в 2013 году. На этот раз он привезет «Много шума из ничего» Шекспира - театр объектов, своего рода микромир, который и в пространстве комнаты лучше рассматривать в бинокль.

Впервые приедет Хорватский Национальный театр имени Ивана Зайца во главе с режиссером-радикалом Оливером Фрличем. Уроженец Боснии, он работал на территории всей Югославии. Тема исторической памяти — одна из главных для него. Его спектакли вызывают на родине протесты, их называют провокативным, а здание театра штурмуют ветераны войны, несогласные с заявлениями режиссера-пацифиста. Но в Москву он привезет не политический скетч, а «Гамлета», и примет участие дискуссии на тему «Национальный театр и национальная истерика».

У французского танцовщика и хореографа Бориса Шармаца - радикальный подход ко всему, вплоть до взгляда на взаимоотношения танцовщика и его тела. Название спектакля «Manger», поставленного им в Национальном хореографическом центре Ренна и Бретани (Франция), можно перевести как «есть», «поглощать». Он об обществе потребления и играется в театрах и музеях. NET решил показать его в выставочном пространстве, где 12 танцовщиков будут сжимать листы бумаги и поглощают эту странную еду. Даже рот становится средством художественной выразительности. Отведав бумажной еды, актеры корчатся, издают странные звуки. Актуальный спектакль в эпоху импортозамещения. Кстати, на фестивальном постере изображен молодой человек, пожирающий бумагу. А в расписании показов запечатлены пустые корзины супермаркета, украшает которые только надпись NET. Для профессионалов Борис Шармац даст мастер-класс, а делает он это крайне редко. Так что у москвичей будет уникальный шанс встретиться с ним.

Спектакль «Земля» бельгийской группы Peeping Tom построен на смешении жанров, драмы и цирка, пантомимы и современного танца. Поставлен на сцене мюнхенского «Резиденцтеатра», который в 1989 году приезжал в Москву и участвовал в фестивале театров ФРГ, потрясшем публику. Литовский спецпроект фото-шоу «Предчувствие Гона» по пьесе Марюса Ивашкявичюса «Гон» в постановке Живиле Монтвилайте соединяет фотографию, монологи и завершится вечерней дискуссией.

Помимо зарубежных гостей в программе NET представлены и российские коллективы - Электротеатр «Станиславский» со «Стойким принцем», в котором задействован даже его руководитель Борис Юхананов. Он пообещал публике три акта Кальдерона и 3 кладбища. Мастерская Дмитрия Брусникина покажет спектакль «Сван». Перформанс «Интериоризация III» Веры Мартыновой и Алексея Коханова — художественное исследование пространства при помощи музыки. Участвовать в этом проекте будут неизвестные его авторам люди. С 10 ноября с ними начнется работа, а уже 21-го мы сможем увидеть результат. Если у новоиспеченных исполнителей есть вокальная подготовка — прекрасно, но и в случае ее отсутствия ничего страшного нет. Красоту авторы найдут в живом голосе, как таковом. Завершат театральный марафон «Звуковые ландшафты» «Школы драматического искусства».

В дни фестиваля будет работать клуб в помещении Боярских палат СТД РФ. Там пройдут кинопоказы, лекции, обсуждения увиденного. Будут представлены документальные фильмы учеников Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Состоится разговор о кинотанце. В один из вечеров гостем клуба станет Борис Шармац, чьи фильмы «Подъем» и «Медленная интродукция» также можно будет увидеть. В обстоятельствах фатального дефицита сложилась весьма изысканная программа.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26958 от 9 ноября 2015

Заголовок в газете: Почему Минкульт сказал Net — нет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру