«Смотрины» начались на сцене МХАТ им. Горького спектаклем «Как боги». Основной сценой стал театр «Модернъ», где дали «Соврешь-умрешь», «Левую грудь Афродиты», «Небо падших», «Одноклассников» и «Жить как боги». Под занавес — «Хомо эректус» Андрея Житинкина в Театре сатиры. На фестиваль приехали драматические театры: Кировский, Нижегородский, Пензенский, Белгородский, Симферопольский, Балтийского флота, Иркутский, Тульский и на Васильевском. Среди участников — центр «Жаворонки», Театр армии и волгоградский НЭТ. А благодаря приезду Ереванского, Южно-Казахстанского драматических и из Кечкемета (Венгрия) фестиваль вышел на международный уровень.
— Сейчас проходит фестиваль NET — «Новый европейский театр», который является альтернативой «Смотрин», — вступает Владимир Мединский. — Почему-то раньше Министерство культуры не уделяло внимания подобного рода проектам, предпочитая им театральные эксперименты. Но хочется более взвешенной политики. У «Смотрин» есть недостаток — это фестиваль только одного автора. Мы бы хотели, чтобы были и другие драматурги. Однако этот недостаток компенсируется достоинствами: переполненными залами и большим количеством театров-участников. Будем считать, что смотрины, то есть знакомство перед свадьбой, состоялись успешно, причем в стенах моего любимого Театра сатиры.
Задорнов подсел к министру культуры, говорит: «Сфотографируйте нас. Пусть знают, что мы знакомы. Что касается Полякова, то он современный Островский. Всегда находит неожиданные и остроумные слова — это уж я заценить могу. А то сегодня разучились понимать юмор. Если в Интернете пошутил, а смайлик не поставил, то никто смеяться не будет. Как с собаками Павлова: им нужно дать знак, чтобы слюна выделялась. Большинство современников живут в кривде, а не в правде, потому что политики успели плюс с минусом поменять местами. А у Юры все как надо в пьесах. Я не выношу театральную нечисть драматургических никчемок, которые обязательно выставляют пиписьки с какашками. У бездарности пройдет только на этом».
Режиссер Врагова посетовала на то, что министр не успел побывать у нее в «Модерне». Ее неожиданная реплика застала Мединского врасплох и заставила оторваться от планшета. Он кивнул головой — то бишь не переживайте, заскочу, — и тут же реабилитировался. Как оказалось, в этом году Министерство культуры увеличило количество грантов для современных писателей. И это еще не все: глава культурного ведомства напомнил про 250-летие со дня рождения Николая Карамзина, которое отметят в следующем году. Так как у нас практически нет исторических постановок современных авторов, он объявил для них конкурс. А в жюри пригласил сидящих за столом. Все, конечно, обрадовались, особенно Задорнов.
«Над нами вывеска Театра сатиры, но это парадоксально. Как можно сатирить то, что происходит на ток-шоу в «ящике»? Ничего не нужно переписывать. Но все-таки одна сатира созрела — Юрина пьеса «Чемоданчик». И она с тем, с чем мы, сатирики, жили всю жизнь: аллюзиями, подтекстами, фигами в кармане», — признается Александр Ширвиндт. «Чемоданчик» станет третьей пьесой Полякова, поставленной на сцене театра. Главным героем ни много ни мало стал наш президент. Да и «чемоданчик» не простой, а ядерный. Действие происходит в 2018 году. Премьеру дадут 4 декабря.