Эмир Кустурица: «Гуси спасли Рим, спасут и кино»

В сербской этнодеревне Дрвенград завершился международный фестиваль «Кустендорф»

28 января 2016 в 15:09, просмотров: 3240

Затерянную в горах западной Сербии деревушку прославленный режиссер в свое время строил для съемок фильма «Жизнь как чудо». Когда же работа над лентой завершилась, избушки не превратились в отработанные декорации. Круглый год сюда приезжают поклонники творчества Эмира Кустурицы и просто любители дикой природы. А в последние дни января вот уже девять лет подряд Дрвенград становится центром международного фестиваля кино и музыки.

Эмир Кустурица: «Гуси спасли Рим, спасут и кино»
фото: Светлана Иванова

В небе кружат вертолеты, доставляя участников из разных уголков мира. Разноязыкая публика о чем-то оживленно спорит до утра и скупает у местных бабушек сувениры. Журналисты едва успевают перебегать с микрофонами от одной знаменитости киношного мира к другой. И за всем этим лично наблюдает основатель фестиваля, встречая и угощая гостей, беседуя со старыми друзьями за чашкой кофе и щедро делясь со студентами профессиональными секретами.

фото: Светлана Иванова

Гуси, ставшие символом нынешнего Кустендорфа и призванные «спасти мировой кинематограф», присутствуют почти во всех фильмах Эмира Кустурицы. Так же, как и идея спасения кино звучит из уст режиссера почти в каждом интервью. Человек номер один сербского кинематографа не раз заявлял, что шаблонные коммерческие фильмы оставляют все меньше возможностей кино авторскому, живому – тому, которое позволяет отойти на несколько шагов от реального мира в мир условностей и воздействовать на зрителя эмоционально. И как бы утопично ни звучала фраза «Гуси спасут кино», рецепт возрождения кинематографа, по мнению Кустурицы, кроется в сфере иррационального.

фото: Светлана Иванова

Очевидно, по этой причине фильмы фестиваля – как конкурсные, так и демонстрирующиеся вне рамок творческого состязания – всегда так не похожи друг на друга и изобилуют режиссерскими находками и решениями. По признанию основателя Кустендорфа «кино – это свобода». Если и есть какой-то элемент, объединяющий показанные в Дрвенграде фильмы, – это, пожалуй, их пронзительная искренность.

фото: Светлана Иванова

Отбором фильмов год за годом занимается Дуня Кустурица – дочь и верная помощница режиссера, поделившаяся секретами фестивальной «кухни»:

- На Кустендорфе мы традиционно представляем фильмы в нескольких направлениях. Короткометражные для конкурсной программы отбираю я. Что касается фильмов, объединенных названием «Современные тенденции», здесь список определяется в соответствии с советами Эмира. В этом году впервые представляем направление «Деколонизация культуры», идея которого принадлежит мне. Всю свою жизнь я смотрю кино и общаюсь с людьми кино, всю жизнь учусь. И вот открываю на фестивале свой проект.

фото: Светлана Иванова

Что касается направления «Ретроспектива великих», на этот раз оно было почти полностью посвящено работам Жака Одиара. Знаменитый француз стал гостем фестиваля и получил одну из самых ценных наград «Кустендорфа» - «За будущие фильмы».

В конкурсной программе за призы фестиваля боролись режиссеры из Австралии, Германии, Венгрии, Ирана, Испании, Мексики, Палестины, России, Сербии, Хорватии.

фото: Светлана Иванова

Российский режиссер Мария Гуськова, представлявшая в Дрвенграде свой фильм «Возвращение Эркина», поделилась приятными впечатлениями от Кустендорфа, хотя и не ставила перед собой цель оказаться среди его участников: все случилось само собой:

- Наш фильм был показан на нескольких крупных фестивалях. Думаю, что на одном из них нас заметили отборщики "Кустендорфа" и попросили прислать фильм для предварительного просмотра. Через какое-то время мы получили письмо с приглашением участвовать в конкурсной программе фестиваля. Особенно нравится атмосфера: гостеприимная и дружелюбная. Здесь нет деления на "VIP"- зоны. Гости и участники могут свободно общаться друг с другом. Можно во время ужина подойти к Жаку Одиару и задать вопрос по поводу его фильма.

Решением жюри наша соотечественница стала обладателем третьей награды фестиваля – бронзового яйца. Вторая и первая награды достались соответственно авторам фильма «Здравствуй, Мария» (Палестина, Франция, Германия) и создателю «Вартбурга» Давиду Борбашу (Венгрия). Призы победителям вручал Эмир Кустурица в присутствии журналистов и почетных гостей, в числе которых был и российский посол.

А проводив гостей фестиваля, прославленный режиссер собирается завершить многолетнюю работу над фильмом «Млечный путь», заняться музыкальными проектами и обдумать новые идеи, одна из которых – съемки фильма о Федоре Достоевском, чьим именем в Дрвенграде названа одна из площадей.

Светлана ИВАНОВА, Белград



Партнеры