Тень червонного золота на белой статуэтке «Оскара»

Скандал с расовой подоплекой вокруг кинопремии продолжается

28 января 2016 в 12:52, просмотров: 3058

За последние дни позолоченная статуэтка «Оскара» все чаще появляется в газетах и журналах выбеленной, словно она слеплена из мела. Так американские СМИ реагируют на то, что второй год подряд среди номинантов на высшую кинематографическую премию нет ни одного фильма, ни одного режиссера, актера или актрисы с черным цветом лица. Лилейная белизна, да и только! Правда, в номинации на актера второго плана в фильме, сработанном в основном неграми, мы видим такого «чернокожего» как Сильвестр Сталлоне.

Тень червонного золота на белой статуэтке «Оскара»

Общественность как бы простила Голливуду «Оскары» 2015 года. Но вот второй год подряд белизна «Оскаров» стала напоминать времена Ку-Клукс-Клана. Многие негритянские деятели кино решили бойкотировать церемонию награждений и не присутствовать на ней. Запахло скандалом.

Но вот на белом экране Америки появились черные краски. На сравнительно либеральном фестивале «Сандэнс» на этой неделе был показан фильм черного режиссера Нэйта Паркера, который написал сценарий и сыграл главную роль в нем. Название фильма уже вызов — «Рождение нации». Под таким заголовком в свет вышел в 1915 году фильм великого американского кинорежиссера Д.В. Гриффитса, который считается классикой в смысле применения новых кинематографических технологий в то же самое время расистским. Негры в нем стереотипно отрицательные, зато Ку-Клукс-Клан симпатичен.

Взяв название фильма Гриффитса, Паркер наполнил его совсем иным содержанием. Это история восстания Нэта Тарнера, образованного негра и священника, которого как раз и играет Паркер. Тарнер, наглядевшись ужасов своего народа, включая выбивание молотками зубов у «непослушных» рабов, организовывает восстание на юге страны, которое жестоко подавляется работорговцами и армией. Это режиссерский дебют Паркера, которому сейчас 36 лет.

В своем недавнем интервью Паркер заявил: «Фильм Гриффитса опирался на расистскую пропаганду. Его целью было вызвать страх и отчаяние у белых в качестве орудия и превосходства, как жизненного кровообращения американского естества». (Журнал «Фильмейкер».) Паркер говорил: «Этот фильм не только мотивировал массивное возрождение террористических групп вроде Ку-Клукс-Клана и иных союзов против людей африканского происхождения, он стал фундаментом киноиндустрии, какую мы знаем по нынешним временам».

Фильм Паркера был показан в понедельник, 25 января. Критика встретила его с восторгом. А уже во вторник компания «Фокс Серчлайт» выиграла битву за него (дистрибьютерские права), заплатив удивительно большую сумму — 17,5 миллионов долларов, что является рекордом «Санданса».

Правда компания «Нетфликс» предложила за фильм больше, однако желание Паркера, чтобы фильм был показан в кинотеатрах и попал на «Оскар», перевесило. Студия «Серчлайт», которой владеет «XXI век Сенчури Фокс», имеет давнишние исторические связи с Академией киноискусства Америки. В 2014 году она также сманеврировала с фильмом «12 лет в рабстве», тоже антирасистским. Он получил девять номинаций и победил в трех, включая за лучший фильм. То же самое произошло и с фильмом «Birdman» в прошлом году.

Президенты «Фокс Серчлайт» Нэнси Атли и Стефен Гилула заявили, что «преданность и артистизм мистера Паркера в оживлении наследства Нэта Тернера и его места в истории, привели к созданию удивительно неотразимого и трогательного фильма, который блестящ на любом уровне».

«Рождение нации» Паркера принадлежит к тому киножанру, который по вкусу голосующим за «Оскары» и который они поддерживают в течение ряда лет, хотя и с натяжкой. Помимо «12 лет рабства» на «Оскар» номинировался фильм Спилберга «Амистад» о бунте на корабле, перевозившем рабов. Он был представлен на «Оскар» по четырем номинациям в 1998 году. К этому же жанру принадлежит и лента Квентина Тарантино «Джанго освобожденный», выдвинутая на пять «Оскаров» получившая два.

К сожалению, не имеется официального подсчета рекордов «Санданса». Но «Рождение нации» намного превзошло прошлые достижения, например «Маленькая мисс Саншайн», тоже закупленную «Серчлайт» в 2006 году за 12 млн долларов. (Конечно, высокая цена отнюдь не означает кассового успеха. Так, в 2008 году «Фокус Фичарс» купил за 11 миллионов долларов комедию «Гамлет 2», которая принесла лишь половину этой суммы.)

Финансирование «Рождения нации» было независимым и обошлось в 10 миллионов долларов. Паркер работал над фильмом семь лет, хотя его съемка в штате Джорджия заняла всего менее одного месяца.

В несколько непривычной по стандартам «Санданса» манере фильма «Рождение нации» был встречен аплодисментами стоя еще до того, как его начали крутить. Это было, скорее, реакцией на «белого Оскара». Паркер привел на просмотр картины в кинотеатр «Eccles» (Парк-Сити, штат Юта), вмещающий 1270 человек, весь творческий коллектив.

После того как прошли начальные кадры фильма, выступил Паркер. Он говорил о том, насколько глубоки несправедливость и преступления, показанные в его ленте, и в наше время. Обращаясь к аудитории, он сказал: «Кто вы — просто пассивные или коррумпированные подпевалы? Середины тут быть не может. Я снял этот фильм лишь по одной причине: с надеждой, что он породит людей перемен, людей, на которых моя картина произведет глубокое впечатление. Мой фильм показывает, что в нашей истории были коррумпирующие системы, которые делали людей преступниками, и наследие этого еще живет среди нас».

Итак, формально «Белый Оскар 2016» несколько почернел. Но это произошло в последний час и «спасло» не столько чернокожее население Соединенных Штатов, сколько «престиж» Голливуда».

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис



Партнеры