Нового русского президента показали на Кузнецком мосту

В Москве открылась выставка современного искусства

Еще недавно государство, а значит, и общество относились с подозрением к таинственным частным коллекциям. Сегодня они смело выходят из тени и начинают играть заметную роль в культурной жизни страны, как это было в России до революции. Не скрывает своих сокровищ и семья Семенихиных, открывшая выставку современного искусства в пространстве «Екатерина» на Кузнецком мосту. Один предмет здесь удивительнее другого: мопс из плиток, статуя рабочего и колхозницы с головами Микки и Минни Маус, даже мухоморы непростые – с антеннами.

В Москве открылась выставка современного искусства

С порога приветствует скульптура Александра Косолапова. Ловко примостившиеся на плечах эпохальных «Рабочего и колхозницы» диснеевские мордочки расплываются в улыбке, так как трудящиеся нашли счастье в обществе потребления. За статуей расположилась комната, тоже диковинная. Створки дверей раскрыты, украшены цветастыми галстуками, черно-белой графикой и крючками для верхней одежды. Все бы хорошо, но в лилипутскую каморку с унитазом, ящиком и люстрой зайти не получится. Все место в ней занимает человек неопределенного пола, который почему-то стоит на голове. Свою композицию Владимир Яниклевский назвал «Одиночеством».

Напротив него – известные работы Эрика Булатова, созданные в начале 2000-х, но принадлежащие разным эпохам. Придуманная на стихи Всеволода Некрасова картина «То-то и оно» продолжает рассуждения художника о противостоянии слова и действия. Втиснутые в монохромную композицию почти обесмысленные буквы захватывают пространство. Давят мощью большей, чем сама идеология. В сравнении с ними обязательные и вездесущие гербы союзных республик, сопровождающие «Странника», кажутся навязчивой и незначительной помехой.

Все самое любопытное сконцентрировано на втором этаже галереи. Вот – мопс из плиток Олега Кулика. Здоровенный пес двумя лапами спускается с небес, а остальными шагает по дорогом мегаполиса. По его оскалу становится ясно, кто в городе хозяин. Напротив – спортсменка из воска с искаженным от напряжения лицом замахивается теннисной ракеткой. Посередине зала на древнегреческой капители растет мухомор, а в его шляпку врезалась антенна. Что это – остается догадываться. Зато по соседству у Константина Латышева все предельно ясно. Над клоуном с желтыми волосами и красным помпоном надпись – Новый русский президент.

Не только работы Латышева напоминают по стилю журналы «Крокодил» и «Мурзилку», но и Константина Звездочетова. Например, «Битва российских с советскими». В сражении на фоне обязательных для русского пейзажа церквушек бьются персонажи в одинаковой казачьей форме. В небе, оседлав ядра, мелькают многочисленные Мюнхгаузены с украденной луной. В соре резвятся акулы, крокодилы и зайцы в лодках. Абсурд доведен до шизофрении или до темы вечной борьбы.

– Изменения, которые произошли в нашем обществе за последние десятилетия, огромны и они в той или иной мере отражаются в современном искусстве, – говорят Екатерина и Владимир Семенихины. – Поэтому мы считаем это направление очень важным для нашей коллекции. На материале коллекции можно увидеть,как менялись наши вкусы и ориентиры. Некоторые приобретения были очевидными и понятными, другие – интуитивными, а некоторые откровенно смелым экспериментом и в какой -то степени даже авантюрой. Тем не менее, многие из приобретенных нами произведений со временем стали «лицом» русского современного искусства. Они были показаны на многих выставках в крупных российских и зарубежных музеях, начиная со знаменитого выставочного проекта Музея Гуггенхайма «Россия!».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру