Московские сыщики рассказали об афере с картиной Шишкина «Преображенское»

Разоблачить мошенницу помог сын умершего коллекционера

Антикварный мир – одна из самых закрытых сфер рыночных отношений – славится редкими, но громкими криминальными история. Одна из них во вторник получила продолжение. Речь о деле в отношении 57-летней Светланы Прибытковой, которая обвиняется в мошенничестве с картинами известных художников, таких как Николай Рериха и Иван Айвазовский. Теперь же к списку добавилась и работа Ивана Шишкина «Преображенское». Следствие идет ни один год, как нам стало известно потому, что не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Разоблачить мошенницу помог сын умершего коллекционера

15 февраля в деле Светлане Прибытковой, с 2011 года находящейся под следствием по статье 159 УК РФ (мошенничество), появился еще один эпизод и добавилась новая статья 164 УК РФ, ч. 1 (хищение предметов, имеющих особую ценность). Эпизод касается картины Ивана Шишкина «Преображенское» (холст, масло, 35х57), написанной в 1896 году в районе Преображенское, где художник часто бывал на пленерах. Согласно данным ГУ МВД по Москве, эту работу женщина получила в декабре 2009 года от известного антиквара Олега Лукашина (скончавшегося в 2014 году), намереваясь продать для него вещь, однако в итоге сама «завладела вышеуказанной картиной и распорядилась ей по своему усмотрению». Следствие направило пейзаж на экспертизу в Научно-реставрационный центр Грабаря, где произведение оценили в 11 млн. рублей. На счету Прибыткова теперь целая серия: в деле фигурирует еще четверо пострадавших и одна галерея, а общая сумма ущерба превышает 30 млн. рублей. Впрочем, пока фигурантка остается на свободе – под подпиской о невыезде.

Казалось бы, речь идет о нешуточных суммах и о великих художниках. Однако о деле, над которым правоохранители работают аж с 2007 года, почти ничего не известно общественности. Да и в антикварных кругах если судачат, то мало и шепотом. Мы попросили пролить свет на старое дело, получившее новое развитие Алексея Кисточкина, подполковника полиции, который до 2014 года работал в т.н. антикварном отделе МУРа, где раскрыл немало громких дел. Дело Прибытковой оказалось ему знакомо.

– Человек в качестве посредника выступал на сделках: брал вещь якобы для показа и перепродажи, а потом картина пропадала. Сделки все эти давно были. Все это время Прибыткова косила – в больнице лежала, то ли сердце прихватило, то ли еще что-то. Вообще она человек левый на рынке. В число искусствоведов не входит. Как у нас на рынке люди появляются: кто-то где-то с кем-то познакомился, поучаствовал в какой-то сделке, а потом пошла цепная реакция.

– Она в основном обманывала коллекционеров-новичков?

- Нет, почему же. Жертвами становились и известные люди. Из-за собственной лени попадали впросак: отдавали дорогие вещи малознакомым людям, а картины тю-тю. Такие мошенники стараются знакомиться с друзьями дилерами и коллекционеров, входить в круг общения, чтобы заработать доверие… Проблема в том, что дилеры, галеристы и коллекционеры хотят сидеть дома в то время, когда вещи продаются сами собой. И вот появляется человек, который говорит: сиди дома, я сам все сделаю. Срабатывает простая человеческая жадность. Мошенников, которые на этом сыграли, много: Гречихин, Казарян, Чудин..

КСТАТИ

На счету Мхитара Казаряна и Александра Гречихина 13 эпизодов. Она забирали предметы искусства и старины (от картин Коровина, Лагорио и Моора оружие и до кинжалов и серебряных сервизов) для реализации, однако обещанные деньги владельцы не получали или получали в гораздо меньшем размере. Казарян получил девять, а Гречихин десять лет колонии общего режима. Виктор Чудин тоже виртуозно водил коллекционеров вокруг пальца, годами обещая продать антикварные ценности, но они свои вещи владельцы так больше и не увидели. На счету мошенника более 20 эпизодов. Он приговорен к 2 годам колонии общего режима. Многие его доверители продолжали думать, что он вернет им вещи или деньги даже до самого суда.

Но это только те дела, которые удалось довести до приговора. Много больше историй, так и оставшихся предметом сплетен. Подобные схемы – общее место на арт-рынке. И с годами таких мошенников меньше не становится. А все потому, что обманутые антиквары крайне редко обращаются в полицию, более того – стыдятся кому бы то ни было рассказывать о своей беде. Ждут годами, кушают «завтраки» мошенников и надеются, что все само как-то наладится. Однако так не бывает.

– Люди рассуждают так: милиция ничего не добьется, суд ничего не докажет, потому что никаких расписок у меня нет, – добавляет Кисточкин. – Это юридическая безграмотность. К сожалению, арт-рынок остается теневым, у всех рыльце в пушку, все заключают сделки на словах, уклоняются от налогов. Как бы Конфедерация антикваров не заявляла о том, что рынок белый – на самом деле серые сделки как были так и продолжают совершаться из рук в руки.

Впрочем, это не единственная версия событий дела Прибытковой. По нашей информации, она много лет сотрудничала с Лукашиным. Последний даже брал в долг у женщины. Потом произошла ссора и бывшие партнеры стали врагами. И что интересно: только после смерти Олега Лукашина его сын довел ситуацию с Шишкиным до уголовного дела. Так что в этой истории еще остается немало серых пятен, как и в антикварной среде в целом.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру