Берлинале: Анна Каренина довела до убийства большевика

Китайский художник Вэйвэй одел Берлин в спасательные жилеты

17 февраля 2016 в 15:50, просмотров: 3638

В дни 66-го Берлинского кинофестиваля прошла акция «Кино ради мира». Год назад ее лицом была российская панк-группа Pussy Riot, а в нынешнем - китайский художник и политический активист Ай Вэйвэй.

Берлинале: Анна Каренина довела до убийства большевика
фото: youtube.com
Кадр из к/ф "Серьезная игра» режиссера Перниллы Аугуст.

Гонимый на родине, 58-летний Вэйвэй еще недавно был невыездным, хотя его семья уже несколько лет живет в Берлине. Теперь он лично открыл инсталляцию в немецкой столице на площади Жандармермаркт. В знак поддержки беженцев колонны концертного зала (а это воспроизведение уничтоженного в годы Второй мировой войны шедевра архитектора Шинкеля) обвязали по разным сведениям 12 -14 тысячами спасательных жилетов оранжевого цвета. Их предоставили власти греческого острова Лесбос. Мигранты, прибывавшие туда на лодках, оставили жилеты на берегу. Сам Вэйвэй бывал на Лесбосе, снял там о мигрантах фильм. В центре его берлинской инсталляции – надувная ложка с надписью «Безопасное плавание». В январе Вэйвэй в знак протеста против ужесточения политики в отношении мигрантов в Дании закрыл в Копенгагене свою выставку. Программа Берлинале переполнена фильмами о мигрантах. Еще перед его открытием директор фестиваля Дитер Косслик напомнил о том, что Берлинале в 1951 году и зародился как фестиваль беженцев, среди кторых было немало немцев. И теперь здесь распространяют бесплатные билеты для переселенцев, кормят ближневосточной едой прямо на улице.

фото: Светлана Хохрякова
Инсталляция Вэйвэя

Но не беженцами едиными жив фестиваль. Особый энтузиазм у местного населения вызвала конкурсная и крайне неудачная картина «Одни в Берлине». Снял ее уроженец Швейцарии, французский актер Венсан Перес. Это его дебют в режиссуре. Пересу - 51 год. Он в прекрасной форме, хорош собой и талантлив, но звездный период остался позади. «Одни в Берлине» отсылает к лету 1940 года. Это экранизация романа немецкого писателя Ганса Фаллады «Каждый умирает в одиночку», написанного за год до смерти писателя в 1946 году. История семьи самого Переса похожа на ту, что мы видим на экране. В фильме снимались отличные артисты - ирландец Брендан Глисон и британская актриса Эмма Томпсон, но и они не спасли эту лишенную энергии, насквозь искусственную картину. Сын немолодой семейной пары убит на войне. Для обезумевших от горя родителей наступает миг прозрения. Они начинают распространять почтовые открытки, обличающие нацизм. Перес рассказывает: «Когда я прочитал роман, то понял, что для меня крайне важно сделать по нему фильм. Моя мать – немка. Эта история случилась в Германии, но может произойти во Франции, в любой стране. Путь к фильму оказался долгим. Мне потребовалось для этого девять лет». Сценарий написал Ахим фон Боррис. Его дед погиб на фронте. Ахим снял «4 дня в мае», с участием России, против которого в 2011 году выступили наши ветераны.

Есть и другого рода истории на Берлинале. Изабель Юппер сыграла женщину в поисках самой себя в фильме «Будущее» Мии Хансен-Лёве. Ее Натали - преподаватель философии. В свои «за 50» она переживает непростой период: дети выросли, муж ушел к молодой испанке, умерла полусумасшедшая мать. И теперь героиня Натали свободна как ветер и не знает, что с этим делать. Юппер много снимается, что иным актрисам не грозит в этой возрастной категории. Едет в Корею, на Филиппины – туда, где есть интересная работа. Но превзойти свою роль в «Белом материале» Клер Дени не получается.

Героиня немецкой картины «24 недели» Анны Берахед - популярная артистка разговорного жанра. Астрид носит под сердцем ребенка с синдромом Дауна и на протяжении всего фильма решает проблему – оставлять его или нет. В итоге на шестом месяце прерывает беременность. Зритель становится свидетелем физиологических сцен умерщвления младенца. Несчастным родителям позволят сфотографировать его пяточки, положат бездыханного тельце на грудь матери. Андре Тешине в конкурсной ленте «Когда тебе 17» исследует зарождение сексуальности у подростков. Причина их взаимной неприязни - скрытое сексуальное влечение. Ну, а мать одного из них просто подтолкнет их к однополой любви.

Вне конкурса показали шведский фильм «Серьезная игра» Перниллы Аугуст, который явно навеян образами «Анны Карениной», хотя это экранизация шведского романа 1912 года. Героиня одержима страстью, ради которой оставляет 50-летнего мужа и дочку. А ее пылкий возлюбленный всякий раз покидает жену и ребенка под предлогом изучения русского языка с прибывшим в Стокгольм иностранным корреспондентом. А тот, однажды произнесет на ломанном русском «спасибо» и сообщит, что он - большевик. Стокгольмская Анна Каренина подарит ему надежду на близость. Не получив ее, несчастный покончит с собой. Страстная любовница отправится на вокзал, но под поезд не бросится. Ее смерть примет на себя большевик. Картина прекрасно сделана, а героиня, так напоминающая Анну – прекрасна. Пернилла Аугуст – и сама хорошая актриса. Она работала с Бергманом, снималась в «Звездных войнах», а в режиссуре дебютировала относительно недавно.

Афроамериканец Спайк Ли, наделавший шума заявлением о притеснении темнокожих артистов на «Оскаре», привез на Берлинале картину «Чирак». Вот уже где он сам ущемил права всех бледнолицых. На экране задействованы чернокожие актеры, энергия которых бьет через край. Самуэл Л. Джексон в шляпе и с тросточкой напоминает виртуозного героя мюзиклов, и иронично комментирует происходящее, заменяя собой древнегреческий хор. Только парочке белых исполнителей удалось получить существенные роли. Спайк Ли приводит статистику потерь американцев в Ираке и Афганистане. Но в мирное время в Чикаго жертв куда больше. Вот женщины и поднялись на борьбу с гангстерами. Они говорят мужчинам: «No peace, no pussy». Это современная адаптация «Лисистраты» Аристофана, где женщины, чтобы прекратить Пелопонесскую войну именно так и действовали: отказали мужчинам в физической близости. Но напоминает фильм Спайка Ли скорее «Вестсайдскую историю». Самого Ли – невысокого, сухопарого человека в коричневой куртке, поджидала перед показом толпа, которая истошно вопила: «Мистер Ли!». И он терпеливо раздавал всем жаждущим автографы.



Партнеры