Репортер «МК» прошел школу диджея

В Москве начали готовить «королей дискотек»

18 февраля 2016 в 17:11, просмотров: 4163

Существует мнение, что диджеинг – не профессия, и заключается лишь в том, чтобы переключать треки в нужной последовательности. Это большое заблуждение.

В Москве не так давно открылась школа диджеинга, радио и звукозаписи. Корреспондент «МК» на своем опыте убедилась, чему учат в школе (как поется в известной детской песенке), окунувшись на несколько месяцев в студенческую жизнь.

Репортер «МК» прошел школу диджея
Фото предоставлены пресс-службой Umaker

Нашу журналистскую группу отправили на курс классического диджеинга, который является одним из самых популярных в школе. «Чистота эксперимента» была соблюдена полностью – мы занимались по точно такой же системе, как и каждый студент, поступающий в школу: 2 занятия по полтора часа 2 раза в неделю и возможность 3 часа попрактиковаться в любой удобный день после каждого занятия. Практика – на совести лично каждого: педагог не следит за ее выполнением, но без труда, получая только теоретические знания, научиться искусству диджеинга невозможно. Так что школа предоставляет все комфортные условия, необходимые для того, чтобы овладеть мастерством, но результат и дальнейшее развитие зависит от активности самого ученика. Обучение проводится на профессиональном, качественном оборудовании – мы работали с виниловым проигрывателем, а также моделями Pioneer DJM-2000 nexus и Pioner DJM-700, а сам процесс построен так, что занятия (если грамотно распределить время) можно легко сочетать с работой.

Если диджей – профессионал, он никогда не останавливается в развитии, учится и практикуется годами, находя новую музыку, новые приемы. При этом далеко не каждый DJ может систематизировано передавать свои знания ученикам, но, к счастью, такие профессионалы все-таки есть. DJ Enzy («в миру» - Георгий Егоров), который взял под свое надежное крыло нашу группу, - собственным примером доказывает, как в одном человеке может сочетаться сразу несколько талантов. Помимо того, что Жора (так по-дружески называют его коллеги и ученики) является одним из самых успешных и интересных современных диджеев, постоянно ищущих себя, а также занимается саунд-продакшном, издается на зарубежных лейблах, он еще и отличный преподаватель, умеет легко и доступно донести информацию до студента, заинтересовать его и создать дружественную, приятную атмосферу на занятиях. Последнее особенно важно, потому что в любом профессиональном, творческом взаимодействии огромную роль играет человеческий фактор. Георгий рассказал «МК» о том, как диджеинг кардинально изменил его жизнь, кто и что творчески вдохновляет его, как найти себя и сохранить индивидуальность на современной электронной сцене.

Фото предоставлены пресс-службой Umaker

- Жора, расскажи, с чего лично для тебя началось увлечение диджеингом?

- Мне всегда была интересна музыка как таковая, не только электронная (раньше я, например, слушал Rammstein и другие агрессивные группы). Еще в университетские годы взял в руки электрогитару, но быстро понял, что это не мое. Параллельно один мой друг подбрасывал мне разные статьи про вертушки, про то, как развивается диджей-культура, что нового в ней происходит. Я «подсел»: мне стало все это безумно интересно. Я подумал - почему бы мне не попробовать. Купил себе виниловый проигрыватель - сначала один, второго в Москве тогда не было - и пульт, так что первое время приходилось учиться сводить винил с компьютером (смеется). Потом я уже приобрел полную установку, практиковался дома с утра до ночи в течении года. Хотя мы с компанией часто ходили в клубы, тогда я нигде не выступал – связей и выходов у меня не было, все приходилось начинать с нуля. Однажды по дороге из института я встретил знакомого, узнал, что вечером он едет играть в клубе и попросил разрешить мне выступить с ним. В результате так получилось, что я практически один отыграл двухчасовой сет, и это был мой звездный час: организаторы заметили меня, стали регулярно звать на мероприятия. С этого момента моя карьера стала стремительно развиваться.

- А как ты начал преподавать?

- Мой хороший друг Дима Дем преподает диджитал-диджеинг. Когда освободилась вакансия, он предложил мою кандидатуру на должность преподавателя по классическому диджеингу. Я прошел собеседование, все карты сложились, и с тех пор я здесь. До этого я был банковским служащим, но когда диджеинг увлек меня окончательно, решил уйти из офиса. После этого я подрабатывал в винил-маркете, других местах и был очень рад попасть в школу. Психологически было не так-то просто переключиться с одной сферы деятельности на другую. Все получилось быстро и неожиданно, я думал, что буду искать себя гораздо дольше.

- У тебя были какие-то страхи, когда ты решил кардинально изменить свою жизнь?

- Конечно. У меня буквально тряслись ноги, я не знал, что делать, к тому же уже тогда планировал свадьбу. С финансовой точки зрения это очень рискованно - поменять стабильность на нестабильность. Спасибо моей любимой, которая меня поддержала. В результате всё сложилось хорошо.

Фото предоставлены пресс-службой Umaker

- Не каждый диджей умеет преподавать. Насколько легко тебе дался этот процесс? Были какие-нибудь трудности?

- Если честно, раньше я никогда не видел себя в роли преподавателя. Примером профессионального педагога для меня всегда был мой друг Вадим Казенников,. Сложные вещи он умеет объяснить очень доходчиво. У меня это не всегда получалось: одно дело уметь играть самому, другое - научить этому человека. Но всё-таки, мне кажется, я справляюсь: если ты горишь своим делом и оно, в первую очередь, интересно тебе самому, ты сможешь доходчиво рассказать о нем.

- В чём преимущество живых курсов перед видеоуроками и самообучением?

- В прямом контакте. Обучение должно быть непрерывным процессом, в который погружается студент. Если он выпадает из него, материал усваивается хуже. Когда преподаватель от первого лица показывает, что он делает, происходит взаимодействие, которое помогает ученику лучше понять систему работы, увидеть все своими глазами. К тому же наши студенты практикуются на тех же устройствах, на которых проводится обучение: это очень удобно. У них, как ты сама убедилась, есть возможность потренироваться на дорогом профессиональном оборудовании.

- То есть вебинары, например, хорошо работают только как напоминания для тех, кто уже прошёл курс обучения?

- Вебинары, да. Видео-уроки – другое дело, по ним тоже можно обучаться, но это усложняет процесс: их еще нужно найти и грамотно подобрать.

- Есть ли в диджеинге понятие профнепригодности?

- Все зависит от самого человека. Он не научится играть, если ему это неинтересно. Некоторым, скажем, любопытен процесс, но они не хотят и не готовы тратить время на практику, пробуют себя в этой сфере, балуются с оборудованием, а потом бросают занятия. Но есть и такие люди, которые приходят в школу с целью поменять жизнь, и это уже совсем другое отношение к диджеингу. Те, кто жадно впитывают знания, активно практикуют, добиваются больших успехов.

Фото предоставлены пресс-службой Umaker

- Кому проще даётся эта профессия – «технарям» или гуманитариям?

- Скорее, гуманитариям. Всё-таки диджеинг - это направление творчества. Технически образованные люди все быстрее понимают, схватывают налету, но часто не видят итоговую «картинку», поэтому им тяжелее.

- Что позволяет называть диджеинг искусством?

- Любое искусство отличает способность влиять на душу и эмоциональное состояние человека, изменять его. Если ты сможешь свести два трека так, что это тронет слушателя, заденет его за живое, - значит, ты на правильном пути. У многих людей сложилось впечатление, что диджеинг – это баловство, несерьезное занятие. И многие диджеи сами виноваты в этом: кто-то приходит в профессию заработать денег или просто покуражиться, но, к счастью, есть люди, которые с трепетом относятся к ней. Они-то и развивают культуру диджеинга, стараются повысить культурный уровень аудитории. Сложность создания компиляции, сочетание треков с определёнными эффектами - все это очень тонкие вещи, которые нужно учиться чувствовать. Либо диджей идёт к этому и развивается творчески, либо нет, и тогда он просто превращается в ремесленника. При этом все по-разному подходят к процессу: есть диджеи, которые только сводят музыку, есть и такие, которые сами её пишут. Умение и играть, и сочинять музыку – это высший пилотаж.

- Многие ли диджеи переходят в категорию пишущих артистов?

- Процентов 40. Людям, которые, приходя в профессию, уже занимаются саунд-продакшном, обучение даётся гораздо проще. Они очень быстро впитывают знания, лучше усваивают их. Они задают больше тонких, интересных вопросов, ответы на которые я всегда даю с удовольствием.

- Какие внутренние качества развивает диджеинг, какие амбиции удовлетворяет?

- Он дает невероятную радость, очень сильно расширяет фантазию, заставляет мозг работать по-другому. Могу судить по себе: поменяв сферу деятельности, начав заниматься тем, что мне действительно нравится, я стал более жизнерадостным, позитивным, начал приходить домой с улыбкой. Я высыпаюсь, потому что меньше нервничаю. За полгода я достиг и в теории, и в практике таких результатов, которых не мог достичь в течение 5 лет, занимаясь параллельно диджеингом и банковским делом. Если есть то, что вы делаете со всей душой, лучше найти в себе смелость и полностью переключиться на этот процесс, пока не поздно. Ты всё равно придёшь к тому, с чего на самом деле хотел начать, но можешь потерять время. Если человек хочет посвятить свою жизнь музыке, надо идти до конца.

Фото предоставлены пресс-службой Umaker

- Что подпитывает тебя эмоционально, вдохновляет?

- У меня постоянно появляются новые мысли, возникают какие-то образы. Бывает, засыпаешь, а в голове крутится какой-то ритм или мелодия. Тогда ты встаёшь и начинаешь писать, просто потому что невозможно этого не делать, нужно выпустить наружу эту энергию. Кроме того, я очень люблю саму диджейскую технику, ремонтирую устройства – это стало моим хобби. Знать ее изнутри тоже очень полезно.

- Как диджей вырабатывает свой авторский почерк?

- У всех это происходит по разному: кто-то сразу нащупывает свою линию, другие находят себя методом проб и ошибок. В любом случае, я уверен: для того, чтобы выработать качественное звучание, нужно пройти через несколько посредственных релизов. Конечно, как правило, такие релизы не выпускаются, остаются «в столе» для частного прослушивания. Когда у тебя уже накапливается достаточное количество знаний в области сведения и мастеринга, ты создаешь трек более осознанно, учитывая определённые технические нюансы. Финальные штрихи добавляются перед выпуском. Постепенно ты учишься распределять время, направлять воображение в нужное русло, следовать правилу «появилась идея – сразу зафиксируй ее». Преграды между идеей и путями ее реализации пропадают, когда ты хорошо знаешь программу, в которой работаешь. Если же нет возможности сразу сесть за компьютер, чтобы зафиксировать какую-то важную мысль, можно использовать и другие средства: например, иногда мне приходит в голову какая-то мелодия, и, чтобы не забыть, я напеваю ее на диктофон, а уже придя домой, начинаю работать над ней. Техническая подкованность, конечно, очень важна. Даже если ты гений, всё равно нужно уметь работать с «железками».

- Приходится ли тебе выступать на заказных мероприятиях ради крупных гонораров, где нужно играть ту музыку, которая тебе не близка, а публика неприятна? Как в этих ситуациях не потерять себя, сохранить свою личность?

- Раньше я практиковал выступления на корпоративах - это очень прибыльная история. За несколько сетов можно заработать, например, дорогую зарубежную поездку на январские праздники. К счастью, я довольно быстро понял, что, вынужденно слушая попсу, начинаю терять вкус. Восприятие деформируется: через какое-то время тебе даже начинают нравиться некоторые коммерческие треки, и это страшно, ты можешь потерять «чуйку». В какой-то момент мне пришлось полностью «обнулиться». Вкус - очень тонкая субстанция. Чтобы развивать его, нужно постоянно экспериментировать, не работать с неприятным тебе музыкальным материалом. Если ты разбираешься в попсе - это далеко не плюс. Пусть я лучше потеряю в деньгах, но сохраню свой стиль и чувство прекрасного.

- Современные технологии позволяют максимально упростить работу диджея, не заниматься, например, подгоном треков по скорости, используя синхронизацию. Почему ты придерживаешься классической школы диджеинга, в котором все процессы минимально автоматизированы и, по сути, сохраняется «олдскульный» принцип работы?

- Чтобы быть в потоке, нужно максимально в него погрузиться. Диджей налаживает связь с людьми через музыку. Если он работает с компьютерными программами – например, Traktor Pro, Ableton Live – между ним и аудиторией возникает еще один посредник, кроме того, он становится полностью зависим от компьютера. На специальном же, обособленном оборудовании можно начать работу сразу, как только вставил в него флешку или диск. Там, кстати, тоже есть и синхронизация, и многие другие функции, доступные в той же программе Traktor Pro. Но когда ты работаешь «вживую», люди видят все, что ты делаешь. Я люблю простое, открытое общение с аудиторией и хочу всегда сам контролировать оборудование – ненавижу, когда оно начинает контролировать меня.

- А в каком секвенсоре ты пишешь музыку?

- Ableton Live. Для этого есть множество других программ – Logic Pro X, Cubase, Bitwig Studio, Fruity Loops. В принципе, зная один секвенсор как следует, можно за 1-2 недели привыкнуть к интерфейсу любого другого. Но для меня Ableton максимально удобен и универсален: мне нравится его минималистичность, возможность быстро набросать в нем проект. Я пишу трек за 5 часов. Хотя, конечно, последующая работа над ним, сведение и мастеринг растягиваются на недели.

- Какую планку ты перед собой ставишь?

- Моя цель – гастроли по всему миру. Мне хочется делиться своей музыкой не только с российскими слушателями, но и с жителями других стран. Мне бы хотелось, чтобы мои композиции оценили мастодонты электронной сцены, например, - Deadmau5. Это человек, который разрывает все шаблоны, у него можно многому поучиться. Он делает музыку такой, какой он ее слышит и видит, невзирая ни на какие предрассудки.

- Раньше было много разговоров о том, что зарубежная культура диджеинга находится на более высоком уровне, чем российская. Как обстоит дело сейчас?

- Ситуация очень сильно изменилась к лучшему. Фестиваль Alfa Future People – очень большой шаг к тому, чтобы поднять и укрепить статус отечественной электронной сцены. На нем выступают не только ведущие зарубежные диджеи, но и российские профессионалы. Масштаб мероприятия увеличивается год от года, и это вселяет оптимизм.



Партнеры