Сын Табакова сыграл любовь с частицей «не»

В Табакерке поставили «Безымянную звезду»

26 февраля 2016 в 18:58, просмотров: 7491

Маша Табакова пришла в театр с цветами — ее старший брат играет главную роль в премьерном спектакле «Безымянная звезда». Это первая главная роль Павла Табакова в театре. Режиссер Александр Марин поставил спектакль о романтической любви... на одну ночь, перевернувшую жизнь героев. С подробностями с премьерного показа обозреватель «МК».

Сын Табакова сыграл любовь с частицей «не»
Мона (Аня Чиповская) и Марин (Павел Табаков). Фото: tabakov.ru

Зал забит, и, как сообщают мне сотрудники подвального театра, билеты на два месяца проданы вперед уже давно. Что неудивительно: Табакерку публика любит, да и пьеса классика румынской литературы Михая Себастияна благодаря фильму Михаила Козакова, снятому в 70-е годы прошлого века, вещь культовая. Режиссер тогда сам играл обаятельнейшего циника Грига в партнерстве с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Такая сияющая романтическая история любви бедного учителя астрономии Марина Мирою из заштатного городка к роскошной прожигательнице жизни Моне. Хотя сама пьеса сочинена в тяжелые времена — в 1942 военном году.

Важная деталь, которую следует учесть при оценке постановки: «Безымянную звезду» начинал репетировать другой режиссер, но не справился, и его дело передали Александру Марину, режиссеру талантливому, — только в этом сезоне он выпустил замечательную «Бурю» Шекспира. Но профессионалу, который вынужден перекраивать чужую работу, имея уже готовые чужие декорации и костюмы, и главное — распределение ролей, можно только посочувствовать. Для зрителя же внутренние проблемы театра совсем не аргумент: он заплатил деньги, пришел получить удовольствие — имеет право.

О риске сравнения с культовой картиной Козакова можно забыть буквально с первых сцен — Марин выстраивает свою историю без особого флера романтизма. Таких персонажей, как астроном Марин, сейчас вряд ли встретишь. Наше прагматичное время извело этот вид бескорыстных романтиков, бессребреников от науки, готовых годами недоедать, донашивать до дыр костюмы, вышедшие из моды, только ради одного — за бешеные деньги выписать из столицы редкую книгу с какими-то там математическими расчетами. У перспективных молодых ученых даже из глубинки этот вопрос давно решен: продают мозги и идеи кредитоспособным странам, где наука в приоритете. Безусловно, есть ботаники (чаще как стиль), но и у тех с трезвым взглядом на жизнь более-менее в порядке. Так что Марин Мирою — герой не нашего времени. И тем не менее…

Спектакль, как и пьеса, начинается на вокзале (декорация Николая Симонова весьма функциональна), где его начальник с верзилой подчиненным (Владислав Наумов) ждут прибытия из столицы дизеля — единственное развлечение в этом богом забытом захолустье на 8425 жителей. Сергей Беляев в роли начальника своей изумительной игрой сразу задает тональность действию — мягкий, такой элегантный фарс, который усиливается с появлением классной дамы мадам Куку (Алена Лаптева). Между ними мечется гимназистка Земфиреску (Наталья Попова), и этот треугольник вызывает безудержный хохот в зале. Причем работают артисты без нажима, аккуратно, а учащаяся 3-го курса колледжа Попова не отстает от профи. На таком комическом фоне заоблачная чудаковатость учителя астрономии выглядит особенно контрастно. В роли Мирою — Павел Табаков, которому сестра Маша принесла в этот вечер цветы.

Младший Табаков обладает завидной фактурой: черты лица крупной лепки, светлые волосы, падающие на большие светлые глаза, худощав, но строен — таких особенно любит камера. Что уже доказано двумя фильмами с его участием — «Звезда» и «Орлеан». В последнем, кстати, он сыграл влюбленного до умопомрачения подростка в одну шалаву, кстати, некоего заштатного городка. Но в «Орлеане» его любовь бессловесна — не говорит ни слова. Другое дело — театр.

Поначалу он робеет, что не сложно заметить в подвальном театре, где все как на ладони. Впрочем, робость первой большой работы удачно совпадает с характером его героя — чудака не от мира сего. А тут еще испытание — встреча с красивой женщиной из другой системы. У учителя, привыкшего больше мысленно жить среди небесных светил, происходит буквально разрыв шаблона при виде существа «не отсюда». Существо имеет голые плечи, руки, спину, роскошное платье и неадекватное поведение — все время порывается броситься под поезд.

Александр Марин сознательно заземляет образ Моны (Аня Чиповская) — неромантичного вида красавица как будто только вышла из ночного клуба. Ее красота какая-то потертая, с печатью всех земных грехов. Впрочем, режиссер не позволил себе поверхностных спекуляций на современных реалиях. Нет этих реалий и в костюмах Евгении Панфиловой: напротив, они как будто старомодны, с комичными деталями — дамские шляпки-таблетки держат на голове ленты, напоминающие повязки у больных флюсом, или шнурки, которые легким движением руки безликие серые юбки превращают в вызывающие наглые мини. Роскошное платье Моны (серое, со стразами, шлейф в пол), как с манекена белый дорогой костюм Грига, и... Марин в своем старомодном заношенном костюмчике, в котором брюки с клешем от бедра один на один с этим заземленным, скучным миром.

Но Марин Табакова с миром не борется — он его будто не замечает, он будто извиняется за его несовершенство и цинизм. Его любовь с частицей «не» — неловкая, нелепая, несмелая, не напоказ и, увы, недолговечна, как цветок на одну ночь. Все это есть в игре артиста Павла Табакова.

Вместе с режиссером артисты первый комедийный акт плавно ведут к драматичному финалу, известному всем, — Мона, красота которой за ночь очищена от грязи, все равно предпочтет богатого циника Грига. Но драма опять же лишена поз и искусственной красоты — лишь одна метафора опрокинутого неба поставит точку в этой истории. Без многоточия, так желанного залом.



Партнеры