Английский режиссер работает с российскими слепо-глухими

Алекс Дауэр: «Я верю в терапевтическую силу театра»

29 февраля 2016 в 20:15, просмотров: 4010

Х фестиваль-школа «Территория» творит добрые дела, на которые решаются крайне редко. На этот раз они запустили образовательные творческие лаборатории для детей с особенностями развития и здоровья. Под руководством ведущих режиссеров, драматургов, хореографов ребята с ДЦП, нарушением слуха и зрения поставят спектакли в городах России. Стартовый проект – в Москве – доверили английскому режиссеру Национального Королевского театра Алексу Дауэру, уже работавшему в инклюзивном театре. С подробностями с его пятой репетиции корреспондент «МК».

Английский режиссер работает с российскими слепо-глухими
Алекс Дауэр. Фото: Дарья Нестеровская

После долгих метаний по столице – многие отказали в площадке – недельную лабораторию Дауэра приютил ЦДК Железнодорожников. Участникам предоставили просторный зал для работы и столовую. Без нее никак. Ребята собрались разные: кого-то надо в определенные часы кормить, другим – лекарства давать, но большинство вбегает сюда отхлебнуть воды, ведь устают на репетициях не на шутку.

Начинаются они с игр, всегда разных. Дауэр делит 27 детей – трех колясочников не отпустили с уроков – на группы. Каждую просит придумать воображаемое животное и продать его. Ребята в восторге: описывают невероятных существ, удивляются силе своего воображения и хохочут от радости. Когда пристроили зверей по хозяевам, переходят из зрительного зала за сцену.

Занавес раскрывается. Пухленький мальчик в шлепках на носки объявляет первое действие «Волшебной скрипки». Звучит Шопен. Актеры играют на воображаемых инструментах. У самого старательного высовывается язык, хмурится лоб, но хоть убейте, ничего толкового не выходит. Тогда его бабушка, скрипачка со стажем, отправляет внука в музыкальную школу. Спустя годы она приходит на рынок и застает парня за торговлей – не скрипок, а шашлыка. Теперь ясно, причём резиновые сланцы! Шокированная женщина уводит торгаша из «шашлычной, шипящей так сочно» (актеры прекрасно воссоздают звуки) в магазин музыкальных инструментов. За восемь тысяч покупает ему волшебную скрипку, которая может сыграть любое произведение. Но при одном условии – если ее хозяин будет трудиться не покладая рук. Пристыженный внук обещает на этот раз не подвести бабушку. Все это уложили в пять минут.

Фото: Дарья Нестеровская

Дауэр выходит на сцену, чтобы обнять актеров. Оценивает работу каждого: хвалит, указывает недоработки, объясняет, что и как улучшить. Выделяет работу воспитанницы реабилитационного центра «Отрадное» Ангелины – девочка аж расплакалась от похвалы. Позже объяснила свою эмоцию: «Мне стало не по себе, так как Алекс при зрителях произнес мое имя. Много внимания. Но всё равно приятно, ведь я смогла показать, что мы придумали. Хоть спектакль поставил Алекс, но он учитывал мнение каждого из нас. А еще он называет всех по именам. У нас большая семья».

Это не первый проект Дауэра на «Территории». В 2009-ом вместе с Кириллом Серебренниковым он поставил спектакли по трем новеллам с заключенными Пермской исправительно-трудовой колонии. Дауэр не старался поразить зрителей оригинальностью, хотел произвести хотя бы незначительное изменение в сознании участников. По словам арестантов, у него это получилось. Постановка помогла им многое переосмыслить.

Фото: Дарья Нестеровская

– Почти десять лет я занимаюсь особыми театральными программами с уязвимыми людьми: инвалидами, заключенными, даже с насильниками и убийцами, – рассказывает Алекс Дауэр. – Прежде чем развернуть эту работу по всей Великобритании, я советовался с психиатрами, докторами и работниками социальных учреждений. Все программы составляю сам, выбираю сценарии – не пишу их. Поскольку мои актеры не могут многое запомнить и импровизируют. Я верю в терапевтическую силу театра. Занятия творчеством развивают практические, психологические и социальные навыки. Без них невозможен путь восстановления и социальной реабилитации.

Первая лаборатория Дауэра в Москве уже завершилась. Следующую он устроит в Перми для незрячих детей из школы-интерната. К ней подключатся специалисты из Пермского Дома Актера, мастерской Фонда Константина Хабенского и Театра Кукол «Туки-Луки». Другие мастера театра проведут еще шесть лабораторий: в Воронеже, Томске, Нижневартовске, Тобольске, Губкинском и Чайковском. Посвятят их не только инклюзивному театру, но и детскому, хореографическому и документальному (подготовит Дмитрий Брусникин).

– Мы поедем с этими проектами по регионам, где нас совсем не ждут, – говорит арт-директор фестиваля Евгений Миронов. – Люди там хотят посмотреть концерт Бабкиной – это нормально для городов, где тяжело живется. А мы будем по чуть-чуть рассказывать о сложных вещах. Находить творческие единицы в тех краях и работать со сложными детьми. Это дело – наш крест.



Партнеры