В Москве открыли выставку «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

Кранахи призвали к реформации

3 марта 2016 в 17:52, просмотров: 11176

Москва как завороженная из XXI века смотрит на век XVI. Недавно любовались в Пушкинском музее Караваджо, а с сегодняшнего дня — Кранахами. Быть может, в интересе публики к этим мастерам бессознательно проявляются сегодняшние мечты о реформации и возрождении?

В Москве открыли выставку «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»
Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур». Фото предоставленно пресс-службой ГМИИ им. Пушкина

В разговоре про немецких художников всегда всплывают имена Дюрера, Гольбейна и Кранаха. Лукас Кранах Старший был самым предприимчивым и плодовитым. Организовал процветавшую в течение столетия мастерскую, руководить которой со временем стал его сын Лукас Младший, затем — внук и правнук. Писал в индивидуальной, легко узнаваемой манере. И кто знает, возможно, без него Реформация не прошла бы с таким ошеломляющим успехом.

Когда Мартин Лютер начал развивать свои идеи, его патронами были Фридрих III Мудрый, Иоганн Твердый и Иоганн Фридрих Великодушный. Находчивый Кранах Старший служил у всех троих саксонских курфюрстов (князей, избиравших императора). Поэтому на выставке картины на религиозные и светские темы соседствуют с произведениями в поддержку нового учения.

– ГМИИ им. Пушкина продолжает серию международных проектов в честь 500-летия со дня рождения Лукаса Кранаха Младшего, – говорит директор музея Марина Лошак. –Выставка «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» впервые в нашей стране столь полно знакомит с наследием нескольких поколений семьи. О них следует говорить как о фактических родоначальниках Саксонской школы живописи, процветавшей на протяжении всего столетия. Мы показываем 48 живописных и более 50 графических произведений из собраниймузеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и частных коллекций.

Начинается выставка с инсталляции, в которой красуется дракончик с поднятыми крыльями и рубиновым колечком во рту. Это фамильный дворянский герб Кранахов. Уже в 36 лет Лукас Старший вознесся над основной массой мастеров своего времени, приблизившись к правительству, как в свое время — Боттичелли, Да Винчи и Тициан.

Фото предоставленно пресс-службой ГМИИ им. Пушкина

Самая яркая работа Лукаса Кранаха Старшего — «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)». В ней важна каждая деталь. Виноград в руке Богоматери напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха. Виноградная лоза означает истинную Церковь Христову. Водопад намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Пейзаж — тоже символ: гора — духовное возвышение над мирской суетой; скала — непоколебимая твердость и нерушимость истинной веры.

Но центральное место выставки заняли «Венера и Амур» старшего из семьи. Античная богиня красоты и любви стоит нагая. Ее пышные бедра обвиты по диагонали прозрачной лентой. Благодаря низкой линии горизонта фигура Венеры выделяется на черном фоне. А у ее правой ноги притаился маленький Амур, натягивая тетиву лука.

— Поначалу Лукас Кранах Младший занимался повторением отцовских оригиналов, — рассказывает «МК» куратор выставки Вадим Садков. — Постепенно он начал отказываться от создания реплик и привнес в художественное решение своих работ немало новых деталей. По-новому расставил смысловые и стилистические акценты. Пристрастился к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Но только после кончины отца его стиль сложился окончательно. Воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий. Их заказывали в основном богатые патрицианские семьи, исповедовавшие лютеранство.

Сильнее всего Кранах Младший отличился от отца в работе «Суд Париса». Лысоватый старичок в латах будит заснувшего под деревом рыцаря в стальных доспехах. А перед ними — три обнаженных красотки. Из-за ствола выглядывает серый конь в богатой сбруе. Из облака Амур целится в одну из красавиц. В отличие от эталонных произведений отца здесь нет яблока раздора. И пейзаж — без кораблей в море и крепости на берегу, намекающих на события Троянской войны. Мастер изображает Париса не юным пастухом, а благородным рыцарем. К нему во сне являются Меркурий и три богини, «дабы тот для вынесения справедливого решения смог оценить все индивидуальные достоинства их тел».

Парис с богинями, Мадонна с младенцем, Венера с Амуром у Кранахов переполнены любовью. Так наши реформация и возрождение будут построены на любви. Однако на пути к ним мрачной преградой во все эпохи стоят чиновники. И Россия не исключение. Министерство культуры (как говорят, сам министр) запретило выставлять некоторые картины Кранахов. Этот факт только подтверждает: путь из Средневековья легким не будет.



Партнеры